Суслики подсказали возможное нехирургическое лечение катаракты
Эрдоган призвал реформировать ООН из-за недееспособности
Польша обвинила Россию в проведении информационно-психологической операции
Глава одесского ТЦК Пуйко назвал видео силовой мобилизации «заказными»
В рамках программы «Время героев» два участника СВО поступили на госслужбу
Актуальные новости с передовой от Юрия Подоляки на 23 сентября: срочные новости с Селидовского направления
Южная Корея грозит КНДР «решительными военными действиями» в случае «пересечения черты»
Премьер Дании призвала прекратить разговоры о «красных линиях России»
СБУ отчиталась о пресечении попытки захвата власти в Одессе
Известные песни и рок-хиты в исполнении оркестра Военно-морской академии прозвучали в Приморском парке Победы Санкт-Петербурга
Война на Украине (23.09.24): ситуация для ВСУ на Южном Донбассе близка к катастрофе...
Призракам Киева не видать больше пополнения - Новости
Ольга Ускова о мигрантах, детской литературе и школьном образовании
Опыт союзников: как Минобороны РФ надежно укрыть свою инфраструктуру?
При подрыве кортежа с дипломатами в Пакистане погиб полицейский
По следам пейджеров: государственная технология террора
Запас ракет у России оказался бесконечным
В Испании прошли подготовку более 6 тысяч украинских военных
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 сентября, день
Представлены первые научные результаты японского космического телескопа XRISM
Финляндия может выставить на войну с Россией 280 тысяч солдат
Бранденбург: поражение «победившего» Шольца
Эрдоган: в срыве стамбульских переговоров виноваты «определенные лобби»
Правительство РФ поддержало закон о штрафах за пропаганду «чайлдфри»
Камикадзе размером XL: как развивается создание самолётных FPV-дронов семейства «Привет-82»
О чем может говорить «мирная нуклеаризация» Дальнего Востока России
ОАЭ готовы потратить $100 млрд на строительство предприятий Samsung или TSMC на своей территории
Выплаты российским военным грозят углублением социальных разногласий (с комментариями читателей)
Фрегат Адмирал Исаков спустят на воду 27 сентября
Последние новости от Юрия Подоляки на сегодня, 23 сентября: обновленная сводка с фронта, ВС РФ расширяют прорыв в районе Угледара
К концу 2025 года завершится изготовление газотурбинного двигателя ТМ16
Насколько быстро происходит эволюция?
Атомная подлодка «Вермонт» зашли в порт Южной Кореи
Иран поставил России ракеты без пусковых установок
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.09.2024
Почему Россия не может выиграть битву БПЛА - Новости
На Закарпатье сотрудники военкомата выкрали священников УПЦ
На Украине бушуют репрессии, количество сфабрикованных уголовных дел зашкаливает
ЦЕРН готовится к высылке российских ученых, но не собирается полностью разрывать с ними связи
ФАБ с УМПК поразил объект в Запорожье
ИСДМ «Земледелие» применяется в курском приграничье
Готов ли Запад воевать за Украину?
Ядерная угроза Путина — это всерьез или шутка?
Какое оружие удобнее? С курком или без? Револьвер Петтенгилла
«Поработали вдоволь штыки, но и приклады русские!»

Мировое обозрение»Технологии»Представлены первые научные результаты японского космического телескопа XRISM

Представлены первые научные результаты японского космического телескопа XRISM

20 сентября 2024 года были представлены первые научные результаты миссии XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission), созданной в сотрудничестве Японского космического агентства (JAXA) и НАСА при активном участии Европейского космического агентства (ESA).

XRISM был запущен 6 сентября 2023 года и представляет собой космический телескоп, предназначенный для изучения рентгеновского излучения Вселенной. За последние несколько месяцев коллаборация XRISM уже представила некоторые предварительные результаты первых тестовых наблюдений бортовых приборов. Они касались объектов, испускающих рентгеновские лучи, то есть высокоэнергетическое излучение, например, остатков некоторых сверхновых.

Теперь в двух первых исследованиях, опубликованных в эти дни, XRISM продемонстрировал свою уникальную способность определять структуру, движение и температуру плазмы (горячего ионизированного газа) вокруг сверхмассивной черной дыры и остатка сверхновой звезды с беспрецедентными подробностями.

Остаток сверхновой N132D

В одном из своих первых наблюдений XRISM сосредоточился на N132D. Это остаток сверхновой, расположенный в Большом Магеллановом облаке, примерно в 160 000 световых лет от Земли. Этот межзвездный «пузырь» горячего газа был выброшен взрывом очень массивной звезды около 3000 лет назад.

Используя прибор Resolve, XRISM детально изучил структуру вокруг N132D. В отличие от предыдущих гипотез, которые говорили о простой сферической оболочке, ученые обнаружили, что остальная часть N132D имеет форму пончика. Используя эффект Доплера, они измерили скорость, с которой горячая плазма в остатке движется к нам или от нас. Таким образом, они определили, что он расширяется с видимой скоростью около 1200 км/с.

Остаток сверхновой N132D, увиденный с помощью японского рентгеновского космического телескопа XRISM, и его спектр, в котором видны многие химические элементы, присутствующие в объекте. В верхней части изображения остаток сверхновой показан в рентгеновском свете. Желтый круг показывает область, где прибор Resolve измерил температуру железа в 10 миллиардов градусов Кельвина. Розовая линия показывает край остатка, где ударная волна взаимодействует с межзвездной средой и горячий газ становится холоднее (около 10 миллионов градусов Кельвина).

Resolve также показала, что в остатках содержится железо, имеющее необычайную температуру в 10 миллиардов градусов Кельвина. Взрыв сверхновой нагрел атомы железа с помощью сильных ударных волн, которые распространились внутрь. Это явление было предсказано теорией, но никогда ранее не наблюдалось.

Остатки сверхновых, такие как N132D, содержат важные сведения о том, как эволюционируют звезды. А также о том, как тяжелые элементы, необходимые для нашей жизни, такие как железо, образуются и распределяются в межзвездном пространстве.

Сверхмассивная черная дыра в галактике NGC 4151

XRISM также пролил новый свет на загадочную структуру, окружающую сверхмассивную черную дыру. Наблюдения были сосредоточены на спиральной галактике NGC 4151, удаленной от нас на 62 миллиона световых лет, что позволило нам получить беспрецедентное представление о веществе, находящемся в непосредственной близости от центральной черной дыры галактики, масса которой в 30 миллионов раз превышает массу Солнца.

XRISM запечатлел распределение материи по мере ее вращения и падения в черную дыру на большом радиусе - от 0,001 до 0,1 светового года. То есть от расстояния, сравнимого с расстоянием между Солнцем и Ураном, до расстояния в 100 раз большего.

Определив движение атомов железа по их следам в рентгеновских лучах, ученые составили карту последовательности структур, окружающих гигантскую черную дыру: от диска, питающего черную дыру, до тора в форме пончика.

Распределение вещества, падающего в сверхмассивную черную дыру в галактике NGC 4151, снятое на большом радиусе, от 0,001 до 0,1 светового года, японским рентгеновским космическим телескопом XRISM. В ближайшем к черной дыре диске (синий цвет) газ движется со скоростью, равной небольшому проценту от скорости света, затем следует переходная область, где газ движется со скоростью тысячи км/с, которую астрономы называют «областью широких линий (BLR)» (оранжевый цвет), и, наконец, тор в форме пончика (красный цвет).

Другие радио- и инфракрасные наблюдения ранее выявили наличие тора в форме пончика вокруг черных дыр в других галактиках, но спектроскопическая техника XRISM - это первый и на данный момент единственный способ отследить форму и движение газа вблизи центральной черной дыры.

И это только начало для XRISM

За последние несколько месяцев научная группа XRISM провела несколько тестов для проверки работы прибора и отработки методов анализа данных, наблюдая 60 различных объектов.

При этом 104 новых набора наблюдений были отобраны из более чем 300 заявок, поступивших от ученых со всего мира. XRISM будет проводить эти наблюдения в течение следующего года.

А благодаря его выдающимся характеристикам на орбите, которые превзошли первоначальные ожидания, это обещает еще много интересных открытий.

Опубликовано: Мировое обозрение     Источник