Купленные Польшей в Южной Корее самолеты FA-50 оказались скорее "затычкой в дырке", чем боевой машиной, пишет Gazeta. Покупались они в авральном режиме по принципу: "берем все, что есть, нужно еще вчера". Все просчеты польской стороны обернулись зря потраченными деньгами и потерей времени.
"Пожалуй, первые в мире учебно-боевые самолеты, которые не являются боевыми", "беспомощность", "невозможно купить вооружение", "нужное и необходимое". О новых польских самолетах FA-50 политики говорили уже много. Тем не менее, сказанные ими слова — это только первый уровень знаний об этой покупке южнокорейской техники.
Заключенный с корейцами контракт на поставку 48 учебно-боевых самолетов FA-50 оказался в центре внимания в конце минувшей недели благодаря заместителю министра обороны Цезарию Томчику (Cezarу Tomczyk). В своем выступлении перед депутатами Сейма он раскритиковал условия, на которых предыдущее руководство Министерства обороны во главе с Мариушем Блащаком совершило эту покупку. Широкий резонанс вызвали заявления об "учебно-боевых самолетах, которые не являются боевыми", о проблемах с закупкой подходящих для них боеприпасов, а также о том, что дальнейшее выполнение контракта находится под угрозой. Хотя правительство вроде бы хочет продолжить его реализацию.
Блащак немедленно отреагировал в соцсетях, выступив в защиту контракта: "Их [нынешних властей] инсинуации о том, что для FA-50 нельзя докупить вооружение — это чушь и попытка оправдать свою беспомощность". Кроме того, он подчеркнул, что это была хорошая сделка, цитируя, в частности, положительный отзыв на этот счет инспектора ВВС генерала Иренеуша Новака (Ireneusz Nowak).
В определенной степени прав и тот, и другой политик. Однако не случайно покупка FA-50 принадлежит к числу наиболее спорных контрактов, заключенных предыдущим руководством Министерства обороны. Дело в том, что, например, те двенадцать машин, которые у нас уже имеются, как оказалось, не оснащены необходимым для воздушного боя (воздух-воздух) вооружением. Однако у нас имеется кое-какое вооружение класса воздух-земля, которое может использоваться этими самолетами. Да, с доведением самолета (с покупкой которого мы действительно поторопились) до его целевой версии, есть проблемы. Но при этом нельзя отрицать, что решение о столь поспешном приобретении этих машин принимались в то время, когда никакой уверенности в том, что скоро наша граница с явно враждебной Россией не станет гораздо длиннее, не было. Но под слоем обычной политической склоки скрываются, как минимум, еще два уровня информации на тему покупки FA-50. Опустившись на первый из них, сталкиваешься с вопросом, а нужны ли эти машины польской армии и что думают о них сами военные? На следующем уровне возникает желание выяснить, как был заключен контракт, как он реализован и каковы в связи с ним возникают проблемы.
FA-50 — это южнокорейский учебно-боевой самолет. Однако данный термин не означает, что он сочетает в себе полный функционал одновременно учебной и боевой машины. Объединение этих двух функций потребовало компромиссов. Проектирование самолетов началось еще в 90-х годах концерном Korean Aerospace Industries в сотрудничестве с Lockheed Martin. Тогда они задумывались как чисто тренировочные самолеты с маркировкой Т-50. Машину планировалось сделать максимально похожей на южнокорейские F-15 и F-16, чтобы легче было готовить для них будущих пилотов. Затем эти самолеты совершенствовали и развивали, а в 2011 году в воздух поднялась их учебно-боевая версия, получившая обозначение FA-50.
О смысле закупки этих машин много говорил в последние годы упомянутый генерал Новак, занимавший должность фактического командующего ВВС. Это опытный пилот, который большую часть своей карьеры провел за штурвалом F-16. С самого начала он публично выступал в пользу корейских FA-50, подчеркивая, главным образом, два момента: во-первых, они помогут в обучении, а во-вторых, им можно будет поручать не самые сложные миссии, разгрузив тем самым полноценные боевые машины. Они могли бы, например, выполнять авианалеты во фронтовой полосе, а также охотиться за крылатыми ракетами, залетающими в воздушное пространство страны (хотя в настоящее время у FA-50 для этого нет ракет). Для этих задач не нужны стелс-технологии, высокие технические показатели и продвинутая электроника. Это позволит F-16 и F-35 сосредоточиться на более сложных миссиях, таких как борьба за господство в воздухе, воздушные удары по целям глубоко за линией фронта и борьба с противовоздушной обороной противника.
Вопрос обучения также имеет два аспекта. Во-первых, в прошлом году мы передали Украине одну эскадрилью МиГ-29. В этом году у нас будут окончательно выведены из эксплуатации последние Су-22, то есть мы получаем еще одну эскадрилью без самолетов. В 2026 году планируется окончательно поставить "на прикол" МиГ-29, то есть появится третья эскадрильей без крыльев. Итого не у дел останутся несколько сотен ценных пилотов и техников. А в это время мы только начнем получать первые из 32 заказанных F-35, которые должны стать основой для двух будущих эскадрилий. Чтобы не потерять опытных людей, которые до настоящего времени летали на советских машинах, надо их куда-то пристроить. Летчики, чьи МиГ-29 первыми были переданы украинцам, уже служат на первой дюжине полученных Польшей FA-50. Прошедшие отбор пилоты, летавшие на Су-22, в этом году отправятся на переподготовку в Южную Корею, где их научат управлять самолетами FA-50, 36 единиц которых поступят вторым траншем. К ним присоединятся и те, кто летал на последних МиГ-29. Некоторые из них, самые перспективные, отправятся (или уже отправились) учиться летать на F-35. При этом говорится о необходимости закупки еще двух эскадрилий полноценных боевых машин. Все это означает необходимость значительного повышения эффективности всей нашей системы обучения летного состава. Как говорил генерал Новак в интервью каналу "Вольский о войне", в настоящее время ежегодно обучение завершают в среднем 10 молодых пилотов самолетов, а в ближайшие годы их понадобится в три раза больше.
С мнением такого опытного летчика, как генерал Новак, трудно спорить. С его военной точки зрения определенно лучше иметь FA-50, чем их не иметь. Вопросы вызывает в основном то, как была организована покупка и как ее представили общественности политики. И здесь мы выходим на второй уровень. Достаточно прочитать начало опубликованного на сайте Министерства обороны сообщения от сентября 2022 года, когда и был заключен контракт с Южной Кореей. Там FA-50 называются "легкими боевыми самолетами". И это определение несколько раз повторяется далее по тексту этого сообщения. Ни слова о том, что это учебно-боевые машины, не сказано. Говорится также о "совместимости" с F-16 и F-35, а также о "широком спектре" вооружений. В подобном тоне был выдержан весь последующий нарратив Министерства обороны периода правления "Права и справедливости", в котором замалчивались весьма ограниченные возможности первой партии FA-50, и ни слова не говорилось о том, какой проблемой будет создание его модифицированной версии, соответствующей требованиям военных.
Эти первые 12 южнокорейских машин официально обозначены аббревиатурой FA-50GF, то есть "Gap Filler", что можно перевести прилично как "промежуточное решение", или буквально —"затычка в дырке". Мы купили их прямо с завода, откуда их отгружают южнокорейским военным. Оружия класса воздух-воздух для этого самолета в Польше нет. Да, с ними могут использоваться американские ракеты AIM-9 Sidewinder (ими вооружают F-16), но предыдущее правительство упустило из виду тот факт, что у нас имеется только последняя версия AIM-9X, а FA-50GF могут использовать только старые AIM-9L/M, которые больше не производятся, которых у нас нет, и которые мы пока не смогли ни у кого купить. Что действительно могут использовать наши "легкие боевые самолеты", так это ракеты "воздух-земля" Maverick, бомбы JDAM, а также простейшие неуправляемые бомбы и ракеты. Плюс встроенная пушка. Для простых авианалетов достаточно, но в воздухе эти машины практически беззащитны.
С конца 2025 года должны начаться в Польшу поставки модифицированных под нашим требования самолеты FA-50PL. Уже с новым радаром, вооружением, а также системой дозаправки в воздухе. Их действительно можно было бы назвать "легкими боевыми самолетами", способными взять на себя часть задач, выполняемых F-16 и F-35. Можно, вот только получить их в заявленной конфигурации уже через год нереально. Вопрос интеграции их с новым радаром и AIM-9X Sidewinder вроде бы решаемый. Проблема состоит в том, чтобы адаптировать их к ракетам средней дальности AIM-120 AMRAAM. По словам самих корейцев, для одного только изучения возможности проведения такой адаптации потребуется еще 2-3 года (хотя поставка первых машин планировалась якобы через год). Польша первой пожелала вооружить эти самолеты такими ракетами, поэтому необходимо еще договориться с американцами, получить их согласие, провести технические работы и испытания. И к тому же Польша должна будет нести большую часть расходов на реализацию этого проекта. Теоретически, в случае проблем с американцами, у корейцев есть соглашение о сотрудничестве с европейским концерном MBDA, предлагающим аналогичную ракету Meteor, но это тоже новое для FA-50 оружие, так что здесь наверняка потребуется еще много лет работы. Получается, что сегодня, спустя два года после подписания контракта, никакой определенности относительно самого важного элемента вооружения класса "воздух-воздух" для целевой версии польских FA-50 нет.
Все это в основном результат спешки. Контракт был подписан в пожарном режиме, потому что война на пороге и потому что заканчиваются МиГ-29 и Су-22. Корейцы предложили отдать уже заказанные их армией машины прямо с завода. То же самое было с танками К2 и САУ К9. Что касается сроков поставки, у корейцев просто не было конкурентов, поэтому они и получили контракты. Но в результате получилось так, что Польша сначала взяла на себя обязательства по покупке, приняла первую партию техники, а теперь пытается договориться о таких деталях, как создание модифицированных версий самолетов в соответствии с нашими потребностями, о размещении производства в Польше и интеграции с желаемым вооружением. В идеальном мире не должно быть так, что закупки оружия на многие миллиарды злотых совершаются в режиме "ой, война, может быть, пора всерьез заняться нуждами армии, берем все, что есть, нужно еще вчера". О "демобилизации" МиГ-29 и Су-22 и необходимости закупки большего количества боевых самолетов было известно еще более десяти лет назад. Однако комплексного решения этой проблемы так не было найдено, потому что 32 самолета F-35 наполовину ее решали. Точно так же уже много лет известно о неэффективности нашей системы подготовки пилотов.
В результате через несколько лет у нас будут все еще современные учебные самолеты М-346 (купленные в результате конкурса в 2014 году, в котором они обошли, в частности, Т-50), учебные и несколько боевых FA-50GF, легкие боевые FA-50PL, F-16, F-35 и, возможно, третий тип полноценного боевого самолета (неофициально говорится о F-15X или Eurofighter 2000, которые должны прийти быстрее, чем F-16/F-35). Таким образом, мы становимся чемпионом НАТО по разнообразию техники в еще одной категории. У нас уже есть 4 типа базовых танков (РТ-91, Leopard 2, K2, Abrams) и 3 типа средних вертолетов (Ми-8/17, S-70i, AW-149). Вместо того, чтобы сокращать столь дорогостоящее разнообразие и делать ставку на стандартизацию и, следовательно, на снижение затрат, мы движемся в обратном направлении. Все из-за отсутствия долгосрочного планирования и импульсивных действий.
wymagany_login
Не так давно мы сами могли производить такие самолеты. Но "демократические" правительства были не особо заинтересованы в том, чтобы у страны были такие возможности. Зато если что-то купить за тяжелые миллиарды, то они первые в очереди. Это выглядит как систематический и планомерный демонтаж этого государства.
soldau
"Никакой уверенности в том, что скоро наша граница с явно враждебной Россией не станет гораздо длиннее, не было?" Зато есть уверенность, что у нас довольно длинная граница с явно враждебной Украиной.
kgn007
А зачем нам боевые самолеты? Что они нам дали, например, в 1939 году?
kuma1
Кремль знает, как заставить идиотов уничтожить страну их же руками. Достаточно выбрать ПиС и дать этой компании устанавливать в Польше законы.
literatebezdomny
Нужно просто купить МиГи и Су.
wro-tycz
Тратят миллиарды на металлолом, который якобы должен защитить нас от Путина, а в это время Польшу заливает вода.
waapi
В Польше, как обычно, бери все, что плохо лежит. И вечно во власти дилетанты. И вы выбираете их каждые 4 года. Браво, поляки.
miguell
Блащак покупал их для парада. Поэтому у них не должно быть вооружения.
mroczny_sedes
Корейцы, как известно, не жалеют денег на взятки, чтобы протолкнуть какой-то контракт. А преступная банда жалких клевретов нашего фюрера известна тем, что способна украсть все, до чего дотянется.
rafekd
Зато мы являемся в НАТО лидером по просаживанию денег!
pacyfek
Очень хорошая покупка, по крайней мере, она никому не причинит вреда и не потребует расходов на вооружение.
rzuffff
Русский агент Блащак покупал эти самолеты, потому что так ему велели. Но покупал он их на наши деньги. Он тратил наши денежки на металлолом, который в боевых условиях ни на что не годен. Приказ Кремля выполнен. Впрочем, не первый и не последний.
hrkukus
Ну и что, что нет вооружения? Они могут таранить врага. Если догонят, конечно.
ostre_echo
Блащак действовал под диктовку Кремля. Москва разрешила нам приобрести новейшие учебно-боевые самолеты. При условии, что учебные самолеты будут учебные, а пилоты боевые.
szarysuweren
Хорошо бы всех писовцев посадить в эти самолеты и отправить их в Корею. В Северную.
Ramen
Правда о F50 заключается в том, что те машины, на которых летают пилоты, пересевшие на них с МиГ29 (которые отдали Украине), вообще не летают. Однажды пролетел один, который выглядел и звучал как летающий "Трабант", и с тех пор ничего не летает, потому что ни один пилот не хочет садиться в этот летающий "Трабант".
dyzio1450
Что за проблема? Выдать пилоту две гранаты, и хватит.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: