Недавний очередной киевский
Эрдоган отметил также, что «обеспечение безопасности и благополучия крымских турок – один из приоритетов внешней политики Турции». Кроме того, он поблагодарил просроченного Зеленского «за работу по обеспечению прав крымских татар в рамках "Крымской платформы"».
Характерно в этой связи и то, что крымско-татарское население, значительная часть которого в период оккупации полуострова добровольно и с охотой пошла на службу нацистам, назвал именно турками, тем самым напомнив об их принадлежности к «турецкой нации» и вытекающих якобы из этого особых обязательствах Анкары по отстаиванию их интересов. С точки зрения соседей по южному берегу Чёрного моря, это вполне логично, учитывая сфабрикованную ещё в 1974 г. «Турецкую республику Северного Кипра», а в более широком контексте –
В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на последовавшем в тот же день, 11 сентября, брифинге заявила, что «все входящие в состав России субъекты не являются предметом переговоров. Очертание любого серьезного мирного урегулирования по Украине, включая территориальные реалии, определяются этой главной базовой задачей вкупе с гарантиями безопасности России».
Ни для кого не секрет, что, несмотря на социально-экономические трудности и ослабление позиций правящей Партии справедливости и развития, что наглядно продемонстрировали недавние местные выборы, Эрдоган давно и весьма последовательно
К слову, в 1990-х и позже некоторые зарубежные источники, в т. ч. турецкие, сообщали о разработке в Киеве (скорее всего, совместно с турками) проекта крымско-татарского автономного национального округа на юго-западе Крыма с центром в Бахчисарае, но без выхода к побережью. Впрочем, распоясавшиеся тогда не на шутку активисты запрещённого в России «меджлиса» требовали участия в руководящих структурах всего Крыма или существенного расширения границ или полномочий этой предполагаемой новой административно-территориальной единицы. Этот проект застопорился, однако в Киеве или Анкаре его вполне могут достать из пыльного сундука…
Нелишне напомнить в этой связи, что ещё в 1954 году, после передачи полуострова в состав тогдашней Украинской ССР, многие турецкие политики прогнозировали, что через какое-то время, по мере ослабления «послесталинского» СССР, их преемники смогут потребовать восстановления своего суверенитета в Крыму, ибо с Киевом договориться будет легче, чем с Москвой, под предлогом нарушений условия стародавнего договора (1774 г.) о передаче Турцией Крыма под российский протекторат.
Во всяком случае, подобного рода аргументация с новой силой начала звучать после 1991 года, однако ещё несколькими десятилетиями ранее, в конце 1960-х гг., Анкарой был проброшен своего рода «пробный шар» в отношении Крыма. Теперь уже мало кто помнит, что вскоре после известных событий в Чехословакии 1968 года Турция подала иск в Международный суд ООН о неправомерности передачи Крыма из РСФСР Украине. В документе предлагалось обсудить возможность восстановления статуса Крыма в качестве автономии Турции, апеллируя к условиям вышеупомянутого Кючук-Кайнарджийского договора (1774 г.), по которому Блистательная Порта признавала над Крымом только российский суверенитет. В 1969 году Международный суд Анкары отклонил на том основании, что «...данная передача территории происходила в составе одного государства, юридически представлявшего Россию и в том числе СССР в целом». Потерпев фиаско на ниве юстиции, до поры до времени Турция перестала прямо или косвенно заявлять о своих претензиях на полуостров. Скорее всего, на ее позицию повлияли и новые «крымские» решения Москвы, а именно Указ Президиума Верховного Совета СССР 5 сентября 1967 г. № 493 «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», фактически позволивший крымским татарам, переселённым в 1944 г. на Урал и в Среднюю Азию, возвращаться на полуостров. Как следствие, если, по официальным данным, в 1967 г. в Крыму официально проживало 23 татарина, то уже в 1968-м – свыше 1400.
Со второй половины 1960-х гг. турецкие власти активно налаживали связи с политическими группами крымских татар в СССР, выступающими за их массовое переселение на полуостров, о чём свидетельствует, в частности,
Впоследствии Турция приняла к сведению постановление Совмина СССР 11 июля 1990 г. № 666 «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область», а также постановление Верховного Совета СССР от 1 ноября 1990 года № 1771-1 «О ходе осуществления первоочередных мер, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область». Именно на рубеже 1980-х – 1990-х годов, в лихую «перестроечную» пору, создавались первичные условия для притязаний Турции на Крым, пусть и под прикрытием лелеемой радикальной частью крымско-татарских националистов «автономии», этакого «Крымского ханства XXI века», судьба других народов в котором стала бы, мягко говоря, незавидной. Воссоединение Крыма с Россией позволило притушить негативные тенденции, однако они никуда не делись и вполне могут принять куда более опасные
Не отказываясь (это если выражаться мягко) от
Примечание
(1) см., например, «Political Projects Aimed at Resolving the Problem of Crimean Tatars in the USSR (1950s--1980s): Power and Ethnicity», USA, 1986; «Ташкентский процесс: суд на десятью представителями крымско-татарского народа (1 июля - 5 августа 1969 г.)», Фонд имени Герцена, Амстердам, 1976
Читайте нас: