Минобороны РФ и ФСБ опубликовали архивные документы, посвященные 85-летию победы на реке Халхин-Гол. Речь идет о событиях, которые происходили в мае-сентябре 1939 года на востоке Монголии, на границе с китайской Маньчжурией. Рассекреченные материалы по-новому представляют конфликт, который до сих пор считался "локальным".
Прежде всего документы показывают, что бои на Халхин-Голе не являлись отдельным эпизодом. Это была часть борьбы с масштабной японской агрессией, финансируемой англосаксами.
К 1930 годам в императорской Японии была создана индустриальная экономика, функционировавшая за счет англо-американских кредитов. Займы брались под высокие проценты и для их погашения требовалось беспрерывно наращивать экспорт готовой продукции. Для страны, обделенной природными ресурсами, такая модель требовала постоянного захвата источников дешевого сырья. Это предопределило агрессивный характер японской внешней политики, которая всячески поощрялась англосакскими спонсорами.
Так, в 1937 году Япония развязала полноценную войну, нацеленную на завоевание Китая. И эта война сопровождалась массовым применением химического и бактериологического оружия. Достаточно упомянуть только один факт: в 1938 году японцы около 400 раз применили химоружие и не менее 10 раз биооружие. Единственным государством, пришедшим тогда на помощь Китаю, не готовому к обороне, оказался Советский Союз. СССР помогал не только оружием. В составе китайской армии воевали советские добровольцы, численность которых к началу 1939 года достигла 3 665 человек. В результате японские войска были остановлены.
Одновременно бои велись по всей границе СССР с оккупированными районами Китая. Наиболее известным столкновением стало сражение у озера Хасан летом 1938 года. Здесь с советской и японской стороны были задействованы примерно по 20 тысяч человек. Не добившись успеха, Япония решила переключиться на союзную СССР Монголию. В качестве района для очередного удара была избрана долина реки Халхин-Гол. Здесь была пустыня, в которой не было никаких укреплений. Район находился в 750 км от ближайшей железнодорожной станции и в 500 км от шоссейных дорог. Это позволяло надеяться, что части Красной армии не смогут прийти на помощь монголам. Поэтому японские генералы предвкушали быструю и легкую победу.
И вновь спонсором очередной японской завоевательной акции выступили англосаксы. Весной 1939 года между Японией и Англией прошли переговоры, в ходе которых британцы не только признали японские завоевания в Китае, но и поддержали претензии к Монголии. Одновременно Лондон и Вашингтон выделили Токио кредиты, на которые тот смог закупить новую технику и оружие.
И уже в начале мая 1939 года части 6-й отдельной армии Японии двинулись на монгольскую территорию. Однако их ждал "сюрприз". На помощь монгольским кавалеристам и пограничникам пришли части 1-й советской армейской группы во главе с Георгием Жуковым. В итоге локальные столкновения переросли в масштабное сражение, в котором с советско-монгольской стороны участвовали 57 тысяч человек, а с японской – 75 тысяч.
Как свидетельствуют архивные документы, рассекреченные ФСБ, японцы не побрезговали в очередной раз применить бактериологическое оружие. Только в конце августа 1939 года они произвели три акции по заражению района сражения возбудителями чумы, брюшного тифа, дизентерии. Тем не менее все это не спасло их от поражения. Японские войска были полностью разгромлены, после чего Токио запросил мир. 16 сентября 1939 года бои на монгольско-маньчжурской границе прекратились. Однако необъявленная война СССР с Японией продолжалась.
В тот момент, когда на Халхин-Голе наступило временное затишье, китайские войска и советские добровольцы, координируемые советским военным советником Александром Боголюбовым, одержали первую крупную победу над японцами на территории Китая. В битве за город Чанша, происходившей в сентябре-октябре 1939 года, была наголову разгромлена 11-я японская армия. Таким образом, Халхин-Гол фактически стал двойной победой, поставившей Японию на грань поражения.
Эти победы во многом предопределили исход Второй мировой войны. Сразу после нападения на СССР, а именно 30 июня 1941 года, Гитлер направил телеграмму на имя японского императора. Он требовал немедленно выполнить союзнические обязательства. 2 июля 1941 года микадо провел заседание кабинета министров, на которое вынес вопрос о вступлении в войну с СССР. В резолюции японского Генштаба, ссылавшегося на опыт Халхин-Гола и боев у Чанша, прямо говорилось о бесперспективности войны с СССР. Микадо не решился напасть на Советский Союз, предпочтя направить свои силы против кредиторов – англосаксов. СССР получил возможность не опасаться за свой тыл.
Добавим, что советские военные продолжали участвовать в войне на стороне Китая до весны 1942 года. До мая 1942 года не прекращались столкновения и в районе Халхин-Гола. Лишь после поражения гитлеровцев под Москвой Япония подписала соглашение о демаркации границы. Именно это событие и стало фактическом окончанием халхин-гольского конфликта.
И последнее. Говоря о Халхине-Голе, нельзя не вспомнить о тех, кто внес решающий вклад в победу. Конечно, это Георгий Жуков, непосредственно командовавший войсками. В то же время не менее значимой была заслуга Генштаба РККА во главе с Борисом Шапошниковым. Именно он взял на себя все функции по планированию операций. Огромную роль сыграло командование 1-й Краснознаменной Дальневосточной армии во главе с Григорием Штерном. Именно на нем лежала ответственность за материально-техническое снабжение группировки в районе Халхин-Гола. За организацию своевременного и эффективного ввода войск в бой отвечал начальник штаба 1-й армейской группы Михаил Богданов. В ключевых эпизодах сражения решающую роль сыграли 11-я танковая бригада Михаила Яковлева (героически погиб) и оперативная группа Михаила Потапова. Наконец, победа была бы невозможна без активного участия монгольских подразделений во главе с маршалом Xорлогийном Чойбалсаном. Их подвиг мы не имеем права забывать!
Читайте нас: