Несколько дней назад на выставке «Армия-2024» ОАК представила глубоко модернизированную версию самолета Як-130М. В результате отличный учебно-боевой самолет превратился во что-то новое: то ли легкий штурмовик, то ли истребитель дронов, то ли нечто третье. Какой может быть реальная сфера применения этой крылатой машины, которой дали новую жизнь?
Як: от 130 к 130М
Новый учебно-боевой самолет был разработан для нужд ВВС РФ на замену чехословацким L-39. На этой летающей двухместной учебной парте можно готовить пилотов выполнять маневры, характерные для истребителей четвертого и пятого поколений.
Интересно, что Як-130 имеет сводного брата M-346 в Италии, поскольку разрабатывался совместно с компанией Alenia Aermacchi, но итальянские партнеры вышли из проекта на заключительном этапе разработки и на основе
Важной особенностью Як-130 было то, что он представляет собой почти боевой самолет, на который можно нагрузить довольно много различных вооружений. В полностью снаряженном виде этот малыш выглядит весьма грозно. Вот только из-за отсутствия на нем современной РЛС участие в воздушном бою против истребителя или ударного вертолета закончилось бы для учебно-боевого самолета предсказуемо плачевно.
На прошедшей недавно выставке «Армия-2024» была представлена глубоко модернизированная версия Як-130М, кажется, лишенная этих недостатков, о чем представитель ПАО «Яковлев» рассказал следующим образом:
Основная цель модернизации: расширение боевых возможностей самолета Як-130. Например, в состав Як-130М вводятся новая бортовая радиолокационная станция, контейнер с оптико-лазерной-теплотелевизионной прицельной станцией и бортовой комплекс обороны.
ОКР компании «Яковлев» по модернизации учебно-боевого самолета Як-130 поддерживает «Рособоронэкспорт», который планирует предлагать самолет Як-130М инозаказчикам - как уже эксплуатирующим самолеты Як-130, так и новым. Страны Азии входят в число потенциальных заказчиков.
Итак, за счет удлинения носовой части самолета в него удалось установить БРЛС-130р, дальность действия которой, предположительно, достигает 100 км. Это для вчерашнего учебно-боевого самолета вполне прилично, но его возможности по обнаружению воздушных целей также были увеличены за счет установки оптической локационной станции. Последняя повышает способность Як-130М к перехвату таких низколетящих объектов, как примитивные ударные беспилотники, собранные из фанеры, картона и пластика.
Одновременно кардинально повысилась защищенность легкого самолета, на который установили бортовой комплекс обороны «Президент-С», способный перехватывать зенитные ракеты вражеских ПЗРК. Сам Як-130М может крепко дать сдачи, неся до 3000 кг боевой нагрузки: управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и неуправляемые ракеты класса «воздух-земля», а также либо четыре УПАБ-250, либо две-три УПАБ-500 с модулями коррекции планирования.
Таким образом, получился довольно-таки грозный маленький боевой самолет, который разработчики позиционируют как легкий штурмовик. Однако использовать его в качестве такового без бронирования кабины в реалиях СВО, где противник имеет современные ЗРК и ПЗРК в изрядном количестве, означает подвергать жизнь пилотов неоправданному риску.
Тогда зачем Як-130М нужен?
Штурмовик или перехватчик?
Думается, что наиболее востребованным Як-130М может оказаться в качестве легкого истребителя-перехватчика для организации ПВО в нашем тылу. На третьем году спецоперации украинские нацисты бьют своими ударными дронами все дальше и сильнее, нанося очень серьезный удар гражданской и военной инфраструктуре.
Когда первые вражеские БПЛА только полетели на Москву, для прикрытия столицы от атак с воздуха на подходах к ней была создана система антидронной ПВО, в которой основную роль играли ударные вертолеты. Решение вполне рабочее, но боевых винтокрылых машин и подготовленных экипажей к ним имеется ограниченное количество, а география ударов БПЛА непрерывно расширяется.
По сути, именно Як-130М, оснащенный радаром и ОЛС, представляет собой наиболее оптимальный самолет для организации эшелонированной антидронной ПВО. Совершать фигуры высшего пилотажа в глубоком тылу от его пилотов не требуется, поэтому за ручку управления вполне можно посадить даже курсантов летных училищ, чтобы сразу набирались практического опыта. Если сделать кабину одноместной, высвободится место для установки более мощной РЛС.
Что касается участия Як-130М в штурмовке, то представляется разумным несколько пересмотреть сам ее формат. Вместо того, чтобы с малой высоте расстреливать вражескую технику и позиции, подвергаясь риску получить зенитную ракету, этот легкий самолет мог бы выступить в качестве воздушного пункта управления ударными дронами.
Да, совершенно не обязательно заходить на цель на бреющем полете, когда для этого можно использовать реактивные БПЛА типа «Гром» и «Молния» и им подобные. Управлять их атакой мог бы второй член экипажа легкого самолета. По необходимости с его подвеса на головы противника могут быть сброшены до четырех УПАБ-250, представляющие собой весомый аргумент. Также Як-130М могли бы пригодиться для борьбы с украинскими морскими дронами на Черном море и для патрулирования государственной границы Погранвойскам ФСБ.
С учетом тенденций в зоне СВО, этот глубоко модернизированный учебно-боевой самолет имеет достаточно широкую нишу для применения.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: