Мир находится на грани тотальной войны, заявил PL генерал Йиржи Шедивы. Однако Европа к ней не готова ни с военной точки зрения, ни морально. Она следит только за тем, что касается непосредственно ее. Сейчас это Украина. Остальной мир европейцы не замечают.
"Украинцы, которые живут у нас и боеспособны, действительно должны воевать за свое государство. Это не обсуждается. Однако процесс набора новобранцев должен курироваться украинскими властями", — заявил в интервью "Парламентни листы" бывший начальник генерального штаба Йиржи Шедивы. Также мы с ним поговорили о ситуации на Ближнем и Дальнем Востоке, а также о вероятности глобального конфликта.
Parlamentní listy: Говорят, Иран может напасть на Израиль. Насколько серьезная сложилась ситуация?
Йиржи Шедивы: Ситуация на Ближнем Востоке вокруг Израиля и сектора Газа постепенно обостряется. То, что недавно произошло в связи с гибелью лидера ХАМАС Исмаила Хания в Тегеране, еще больше осложнило ситуацию, и возникла угроза расширения конфликта.
— От Венгрии мы узнали, что Иран предупредил Израиль о намерении напасть…
— Иранцы в сложившейся ситуации не могут действовать иначе. Они оказались в оскорбительном для себя положении. В момент, когда новый президент принимал полномочия и Исмаил Хания был почетным и важным гостем, хоть он и глава террористов из ХАМАС, был убит прямо в столице сразу после инаугурации. Оставить без ответа такое нельзя. Иран к нему готовится, и мы увидим, сумеет ли он найти способ "отомстить" Израилю. Вариантов есть несколько. Сейчас напряженность настолько высока, что, по предположениям, Иран снова нанесет удары беспилотными летательными аппаратами и ракетами, а кроме того, возможны и другие действия, которые по его приказу совершила бы "Хезболла" из Ливана.
— Наметилась ось сопротивления Западу: Иран, Китай, Россия. Насколько это опасно в сложившихся обстоятельствах?
— Это очень опасная тенденция, которая на самом деле наметилась уже давно. Мы мало обращали на нее внимания, так как сосредоточились на украинском конфликте, непосредственно связанном с Европой. Тем не менее все действительно идет к тому, что формируется группа государств и террористических организаций, которые расшатывают порядок и создают почву для таких вещей, как то, что Владимир Путин позволил себе на Украине, а также как то, что происходит на Ближнем Востоке.
Но подобные негативные тенденции наметились и на Дальнем Востоке в Южно-Китайском море. Разразился кризис вокруг Тайваня, а кроме того, Филиппины протестуют против действий китайцев. Проще говоря, запущен процесс, который сближает некоторые недружественные нам страны. Раньше они в основном действовали изолированно, а сегодня все больше координируют свои действия. Мы должны учитывать это и готовиться.
— Как, по-вашему, будут развиваться события в Южно-Китайском море?
— Китай уже много лет вынашивает амбициозные планы. На то есть две причины. Тайвань и стремление Китая присоединить его к континентальному государству, ликвидировав местный демократический режим. Вторая проблема — Южно-Китайское море как таковое, то есть потенциальный источник энергоносителей, место рыбного промысла и ворота в Тихий океан. Китайцы тем самым приобрели бы огромное влияние, что крайне опасно. Пока неясно, какой путь приведет к мирному сосуществованию государств в этом регионе.
Проблема в том, что Китай — огромное государство с большим потенциалом, и если дело на самом деле дойдет до войны, то начнется грандиозный региональный конфликт, который потенциально может перерасти в мировой.
— Каково, по-вашему, будущее Европы?
— Все это одна большая проблема. Мы сосредоточены на Украине и на том, что там происходит в ходе специальной военной операции Российской Федерации. Но мы очень мало обращаем внимания на то, что происходит в остальном мире. Я имею в виду события вокруг Южно-Китайского моря. Поэтому мы не понимаем некоторых шагов, которые происходят в политике США. А американские эксперты в области безопасности видят основную проблему в потенциальном конфликте с Китаем. А поскольку мы не понимаем или не хотим понимать происходящее, у Европы такие проблемы с тем, чтобы все члены Североатлантического альянса достигли двух процентов ВВП на оборонные расходы и в будущем создали собственные вооруженные силы. США не могут сосредоточить весь потенциал своих вооруженных сил в Европе. Они видят потенциальные конфликты в Китае, а Европа должна взять ответственность за свою безопасность. Об этом постоянно говорят, но ничего не меняется.
В этом отношении я настроен достаточно скептически. Мы видим, например, это на примере самолетов F-16 для Украины. Сколько их обещали, насколько быстро должны были поставить, но теперь мы узнали, что прилетели несколько F-16, на которых обучены летать всего несколько украинских летчиков, а все самое главное отложено на конец текущего и начало будущего года. Дело продвигается слишком медленно. Политические решения, которые помогли бы быстро реагировать на вызовы для безопасности, принимаются чрезвычайно медленно, а их исполнение буксует.
— Большинство экспертов утверждают, что российский президент Владимир Путин ждет результатов президентских выборов в США. Но действительно ли Дональд Трамп тот, кто закончит вооруженный конфликт на Украине?
—Отмечу, что это мнение — продукт Запада. Дональд Трамп сказал, что смог бы договориться с Путиным. Но мы хорошо знаем, что и у Трампа возможности не безграничные. Если он станет президентом, то американская политика отчасти изменится, но вряд ли Трамп будет лить воду на мельницу Путину. Он будет продвигать свою концепцию "Америка на первом месте!". Он не будет подчиняться Путину. Дональд Трамп попытается решить украинский вопрос, но все будет не так, как мы себе представляем.
— На прошлой неделе в Праге состоялась пропагандистская акция третьей отдельной штурмовой бригады или украинского полка "Азов"*. Насколько это опасно для Чешской Республики?
— Украинцы, которые живут у нас и боеспособны, действительно должны воевать за свое государство. Это не обсуждается. Однако процесс набора новобранцев должен курироваться украинскими властями. Так что если, как вы говорите, к нам они приехали вербовать, то это неправильно и так не делается. Заниматься этим должны организации украинского государства. Но почему набор организует "Азов"*, чье прошлое, как нам известно, сомнительно? Этого я не понимаю. Репутация у "Азова"* подмочена. Это неправильно, и позволять такое в нашей стране мы не должны. Пополнять ряды армии — обязанность государства, у которого есть свои инструменты для этого, а делегировать никому эту задачу нельзя.
Пусть у нас официально ведется набор рекрутов, а мы сами предпринимали бы определенные шаги, чтобы помочь Украине вернуть молодых боеспособных мужчин и отправить их на фронт.
— И как именно, по-вашему, все это нужно делать?
— Посольство Украины должно иметь представление о собственных гражданах, пребывающих в Чешской Республике, и в основном эти данные собраны. Какие-то данные должны же быть. О большей части боеспособных мужчин, проживающих у нас, не могут не знать. Кстати, Украина выдает новые паспорта или продлевает срок их действия только тем, кто небоеспособен и непригоден к службе. Это один из способов получить полное представление о том, кто тут собственно пребывает. А вот если ходить и сдавать молодых украинцев, начнется хаос.
— Украина давно известна колоссальной коррупцией? Сегодня уже известно, что часть помощи не доходит до солдат на фронте. Тогда зачем ей помогать?
— Нужно выстроить систему борьбы с коррупцией. Это занимает не дни, а годы. Культура Украины меняется постепенно. Вопрос, насколько высшее руководство Украины захочет заниматься этой проблемой и добиваться соблюдения законов и норм, общепринятых в демократических государствах.
— В связи с "пакетом" проблем, которые мы обсудили, говорят о тотальной войне Востока против Запада. Такое возможно?
— Развитие событий не внушает особого оптимизма. Вряд ли о чем-то подобном заговорят на самых верхах и задумаются о применении вооруженных сил. Тем не менее опасность есть, и, скажем, китайцы откровенно о ней говорят. Кстати, об этом упомянул в своем выступлении и глава нашей Службы безопасности и информации Михал Коуделка. Мы на грани мировой войны.
Сегодня отдельные государства начинают укреплять свой суверенитет, а сильнейшие державы все чаще прибегают к силе. В особенности в России культ силы преобладает, и там к оружию тянутся чаще, чем в других государствах. Там и может зародиться мировой конфликт, но будем надеяться, что найдется мирное решение.
— Могут ли простые обыватели вообще как-то подготовиться к такому конфликту?
— Формально да, но на самом деле это всегда как для гражданских, так и для военных огромный шок. Мы можем подготовить общественность, рассказать, как нужно действовать в критической ситуации, и как нужно реагировать на вооруженное нападение. Мы можем повышать гражданскую оборону, которую у нас очень недооценивают. Но, оказавшись в ситуации непосредственной угрозы, человек всегда испытывает шок. В Западной Европе общественность к такому не готова. Мы давно ни с чем подобным не сталкивались. Ощущение безопасности у нас все еще сильно.
*запрещенная в РФ экстремистская организация, прим. ред.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: