В июле министр обороны России Андрей Белоусов созванивался с американским коллегой Ллойдом Остином по поводу предполагаемой украинской операции против России, пишет NYT. В Пентагоне опровергли свою причастность, но связались с Киевом и операцию запретили.
В июле министр обороны США Ллойд Остин получил необычную заявку от неожиданного абонента: с ним хотел поговорить его российский коллега.
С начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года Остин разговаривал по телефону с министром обороны России всего пять раз. И почти всегда эти разговоры происходили по инициативе Пентагона и осуществлялись в попытке избежать просчетов, которые могли бы обострить конфликт.
Как заявили в Пентагоне, двумя неделями ранее, 25 июня, Остин созванивался с новым министром обороны России Андреем Белоусовым в попытке сохранить "линии связи открытыми". Это был первый телефонный разговор между двумя высокопоставленными чиновниками с тех пор, как в результате майских перестановок в Кремле экономист Белоусов сменил на посту многолетнего министра обороны России Сергея Шойгу.
По сообщениям двух американских чиновников, 12 июля уже Белоусов позвонил Остину, чтобы предупредить: русские получили данные об украинской секретной операции против России, которая, по их мнению, была одобрена американцами. Знал ли Пентагон о заговоре, спросил Белоусов Остина, и понимает ли он, что его осуществление приведет к усилению напряженности между Москвой и Вашингтоном?
Официальные лица Пентагона были удивлены обвинением и не знали о каком-либо заговоре, пояснили упомянутые чиновники США на условиях анонимности. Но что бы ни раскрыл Белоусов, все американские официальные лица утверждали, что это было воспринято достаточно серьезно. Вашингтон связался с украинцами и сказал, по сути, следующее: "Если вы задумали сделать что-то подобное, не делайте этого".
Несмотря на глубокую зависимость Украины от США в плане военной, разведывательной и дипломатической поддержки, киевские чиновники не всегда посвящают американских коллег в свои военные планы, особенно против целей в российском тылу. Эти операции разочаровали американских чиновников, потому что заметно не улучшили положение Украины на поле боя, но рискуют оттолкнуть европейских союзников и привести к эскалации военного конфликта.
В число этих операций, которые последние два года вызывают обеспокоенность Соединенных Штатов, входит удар по российской авиабазе на западном побережье Крыма, подрыв грузовика, который разрушил часть соединяющего Россию с Крымом моста через Керченский пролив, и удары беспилотников вглубь территории России.
Президент России Владимир Путин часто называет такие удары "террористическими атаками", а Кремль использует их для подтверждения заявлений Путина о том, что СВО на Украине на самом деле является оборонительной операцией. Несмотря на опровержения со стороны США, российские чиновники публично настаивают на том, что такие удары по России не могут происходить без одобрения и поддержки Вашингтона.
Был ли предполагаемый украинский заговор против России в этом месяце реальным и неизбежным, пока неясно, как и то, какую форму он мог принять. Чиновники Пентагона и Белого дома говорят, что ничего не произошло — пока. Они отказались подробно описать телефонный разговор министров, но подчеркнули необходимость диалога между сторонами.
"Во ходе беседы министр обороны США подчеркнул важность поддержания линий связи в условиях продолжающейся СВО России на Украине", — 12 июля заявила журналистам пресс-секретарь Пентагона Сабрина Сингх через несколько часов после разговора.
Чиновники Пентагона отказались сообщить, поднимал ли Остин этот вопрос в телефонном разговоре во вторник со своим украинским коллегой Рустемом Умеровым.
Министерство обороны России подтвердило в своем заявлении, что инициатором звонка 12 июля был Белоусов, и добавило, что "обсуждался вопрос о предотвращении угроз безопасности и снижении риска возможной эскалации конфликта". Но в заявлении не упоминалось о предполагаемой украинской секретной операции.
Украинские официальные лица и Кремль отказались комментировать этот вопрос. Министерство обороны России не ответило на запрос о комментарии.
Редкая возможность заглянуть за кулисы деликатного телефонного разговора между министрами обороны говорит о том, что конфиденциальные контакты между американскими и российскими официальными лицами очень часто содержат намного больше, чем раскрывается общественности. Так Россия и Соединенные Штаты пытаются управлять рисками эскалации.
Остин и Белоусов "обменялись мнениями о ситуации вокруг Украины", — говорится в заявлении Министерства обороны России о том звонке. Там также было сказано, что Белоусов "указал на опасность дальнейшей эскалации ситуации в связи с продолжающимися поставками американского оружия вооруженным силам Украины".
Два чиновника, знакомых с ситуацией, сообщили, что Остин также предупредил своего российского коллегу, чтобы Россия не угрожала американским войскам в Европе на фоне растущей напряженности на Украине.
Примерно четыре дня спустя США привели свои европейские военные базы в повышенную готовность после неопределенных угроз Кремля из-за использования Украиной дальнобойного оружия на российской территории.
Американские чиновники заявили, что никаких конкретных разведданных о возможных российских атаках на американские базы получено не было. Любая такая атака со стороны России, явная или скрытая, стала бы значительной эскалацией военного конфликта на Украине.
Россия активизировала акты саботажа в Европе, надеясь нарушить поток вооружений на Украину (информация не подтверждается российскими официальными источниками. — Прим. ИноСМИ). Пока что ни одна база США не стала объектом этих атак, но военные чиновники заявили, что повышение уровня готовности поможет обеспечить необходимую бдительность американских военнослужащих.
Ранее телефонные разговоры между Остином и Шойгу имели место 21 и 23 октября 2022 года. Первый был запрошен американцами, второй — русскими.
В сообщении о втором звонке Пентагона говорилось: "Министр обороны Остин отверг любые предлоги для российской эскалации и подтвердил ценность постоянного общения на фоне незаконного и неоправданного конфликта России против Украины".
Неделю спустя The New York Times сообщила, что высокопоставленные российские военные обсуждали, когда и как Москва может применить тактическое ядерное оружие на Украине.
Новые разведданные всплыли, когда Москва продвигала безосновательную идею о том, что Украина планирует использовать так называемую грязную бомбу — обычную взрывчатку, начиненную радиоактивным материалом.
Президент России Владимир Путин не принимал участия в беседах со своими генералами в процессе усиления российской ядерной риторики.
Но тот факт, что высокопоставленные российские военные вообще вели эти обсуждения, встревожил администрацию Байдена. Это указывало на то, что русские были тогда неудовлетворены ходом СВО на Украине, и предполагало, что завуалированные угрозы Путина применить ядерное оружие могут быть не просто словами.
Хотя риск дальнейшей эскалации оставался высоким, представители администрации Байдена и союзники США заявили, что телефонные переговоры между западными и российскими коллегами в конце октября помогли несколько ослабить ядерную напряженность. "Эти звонки были направлены на то, чтобы избежать наихудшего сценария развития ситуации, который потенциально мог выйти за имеющиеся рамки", — сказал аналитик по России исследовательской корпорации RAND Сэмюэл Чарап (Samuel Charap).
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: