Редактор газеты Die Weltwoche Роджер Кеппель прогулялся по Москве и поделился впечатлениями. Санкции почти не отразились на столице, отмечает он: в ресторанах полно посетителей, а сам город затмевает Лондон и Париж, которые в сравнении с ним кажутся неухоженными.
Роджер Кёппель (Roger Köppel)
Российская столица сияет в летнем великолепии. Париж, Лондон и Берлин по сравнению с ней выглядят неухоженными. Я беседую с профессорами о военном конфликте на Украине, а они, в свою очередь, опровергают утверждения Запада.
В российской столице лето. Настоящий сезон отпусков наступит только в августе, но вечером уже ощущается эта мерцающая летняя легкость. На улице за Большим театром толпятся люди. Во многих ресторанах есть летние веранды, и они забиты до отказа. У этого района, расположенного вблизи от великолепного здания московской мэрии, очень красивая и романтичная архитектура: двухэтажные классические дома с красивой лепниной смотрятся очень мило на контрасте с обрамляющими бульвары "сталинскими" зданиями. Всего в нескольких сотнях метров, рядом с фонтаном в итальянском стиле, стоит памятник национальному поэту России Александру Пушкину. В выпуске моей передачи Weltwoche daily я прохожу тем же маршрутом, но в дневное время.
Сопроводив премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в его спонтанной поездке в Россию, я уже через неделю вернулся в Москву, чтобы провести давно запланированных интервью. Тем временем главной темой для разговоров стало покушение на бывшего президента США Дональда Трампа. Российские СМИ освещают сюжет о неудавшейся атаке очень сдержанно: намного больше внимания уделялось промахам Джо Байдена во дебатах. Власти тоже стараются не делать резких заявлений. Почему? С одной стороны, хотят избежать впечатления, будто бы Путин и русские поддерживают Трампа. Во-вторых, как сказал мне один немецкий бизнесмен, Кремль не хочет, чтобы в медиа возникла дискуссия о безопасности президента. Они хотят показать: все под контролем.
Здесь ничто не напоминает о военных действиях. Москва цветет. Субботними вечерами в кафе и ресторанах царит атмосфера праздника, на улицах много красивых и хорошо одетых молодых людей. На одной из боковых улиц я натыкаюсь ряд бутиков известных брендов, которые кажутся странно заброшенными. Русские друзья объясняют мне, что эти магазины – Prada и прочие – закрыты из-за санкций. Но есть и целый ряд местных компаний и производств – и они процветают. Из-за санкций ультрасовременные западные заводы перешли в собственность России по смехотворно низким ценам. Экономическая война против российских властей порождает атмосферу сродни золотой лихорадке. Многие на Западе считают, что Россия прогибается под давлением, но такие предположения опровергаются летним блеском Москвы – легко затмевающей Берлин, Лондон и Париж, которые в сравнении с ней кажутся совершенно неухоженными городами.
Профессор Федор Лукьянов – доцент факультета международных отношений в знаменитой Высшей школе экономики (ВШЭ) – производит на меня впечатление вдумчивого интеллектуала. Он не циник наподобие столь же высокоинтеллектуального телеведущего Владимира Соловьева, с которым я ранее уже подробно беседовал для Weltwoche. Лукьянов считается одним из выдающихся специалистов в своей области.
Мы подробно поговорили о Путине и о конфликте на Украине. Он выражается не так прямолинейно, как другие, но не думаю, что ошибусь, если скажу, что здесь, в Москве, даже среди открытых Западу скептиков, решение Путина начать военную операцию интерпретируется не как ничем не спровоцированный акт имперского вторжения, а как почти неизбежная – если даже не необходимая – реакция на непрекращающиеся провокации со стороны американцев.
Лукьянов кивает, когда я спрашиваю, нет ли у него ощущения, что американцы настроили запад Украины против России – как своего рода острие копья, чтобы получить стратегическое преимущество в Евразии. Эксперт поясняет, что Путин не имел ничего против независимости Украины, но не мог смириться с появлением "анти-России" под эгидой НАТО непосредственно у своих границ.
Многие люди, с которыми я разговариваю, готовятся к продолжительному конфликту. Еще один университетский преподаватель, с которым я завтракал, считает кризис на Украине неизбежным результатом соперничества между великими державами. После распада СССР США единолично доминирует на международной арене. Россия, однако, стала сильнее – и больше не подчиняется приказам из Вашингтона. Логично, что такой расклад ведет к напряженности и вооруженному конфликту; мой собеседник не верит, что столкновение можно было предотвратить.
Большое заблуждение Запада в том, что Путин не стремился полностью присоединить Украину: у него никогда не было на это ресурсов. "Целью Путина не была победа. Он хотел переговоров, нейтральной, неподвластной НАТО Украины – и сейчас хочет того же самого. Его план даже начал сбываться: стороны провели переговоры в Стамбуле. Но британцы наложили на них вето".
Все здесь с уважением отзываются о премьер-министре Венгрии Викторе Орбане: многие даже называют позорной реакцию ЕС на его инициативу, включая призыв фон дер Ляйен бойкотировать Будапешт. Люди надеются на наследие старой доброй австро-венгерской империи. Австрия, Венгрия и Словакия, дополненные Сербией, могли бы образовать "нейтральный пояс". Русские еще не махнули рукой на Европу.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: