Возможно, когда-нибудь мы узнаем, что на самом деле происходило в Вашингтонских коридорах власти с 18 июля (после сообщения о «самоизоляции» Джо Байдена из-за ковида) и до 24 числа, когда он выступил с телеобращением о выходе из президентской гонки.
Однозначно только то, что ничего не мешало руководству Демпартии оформить обнародование этого решения куда более пристойным образом, не порождая массу слухов и конспирологических версий, бьющих по и так сильно пошатнувшемуся имиджу демократов. Если Байден действительно прихворнул, вполне можно подождать с этим заявлением пару дней, пока он не смог бы его сделать самостоятельно.
Но, как известно, главная особенность конспирологических теорий в том, что иногда они оказываются истинными. И в этом случае автор пришёл к выводу, что в США имел место госпереворот а-ля ГКЧП. Действующего президента изолировали в одной из резиденций, настойчиво убеждали сняться с выборов, а затем просто поставили перед фактом: Байден лично объявил в своем аккаунте в соцсетях о выходе из президентской гонки. После этого дедушка понял, что заговорщикам уже терять нечего и дальнейшее упорствование вполне может закончиться «апоплексическим ударом» табакеркой по голове.
При этом то, что Байден остается в Белом доме до конца своих полномочий, далеко не самый оптимальный вариант для демократов. Ещё в апреле 2021-го, сразу после его вступления в президентскую должность, «Альтернатива», высказывая сильные сомнения в его способности дотянуть до конца своего срока, тем паче переизбрания, отмечала: «По сложившимся даже не традициям, а закономерностям американской политической жизни действующие президенты, как правило, переизбираются, а вот действующим вице-президентам удалось победить на президентских выборах лишь пять раз, четыре из которых пришлись на XIX век (пятый — это победа Джорджа Буша-старшего в 1988 г, но она произошла исключительно на волне популярности предшественника Рональда Рейгана, у Харрис же ситуация прямо противоположная. – Авт.).
Т. е. Камале Харрис куда выигрышнее идти на выборы в качестве действующего президента, причем рокировку нужно сделать заранее, чтобы она проявила себя в этом качестве (тем паче что президентская кампания в США фактически длится полтора-два года), а разочарование ситуацией с оказавшимся недееспособным президентом-демократом успело выветриться из голов избирателей».
Напомню, писалось это три с лишним года назад, когда Харрис выглядела «темной лошадкой», ныне же, по всеобщему убеждению, она худший вице-президент за все 240 лет существования этой должности. Она завалила все, что ей поручалось, просто не умеет связно говорить и т. п. Трамп и вовсе констатировал, что «у нее не все дома». Возможно, именно такой президент и нужен американскому глубинному государству, но ведь вначале нужно, чтобы она выиграла у Трампа.
«Демократы долгое время убеждали американцев, что Джо Байден в состоянии пойти на второй президентский срок. Однако его неожиданный выход из предвыборной гонки показал всю ложь о здоровье политика. За свой обман демократы получат расплату от избирателей на выборах в ноябре, вне зависимости от их нового кандидата. Партии в целом нанесен имиджевый ущерб», — признаёт влиятельный The Wall Street Journal.
Возможно, оставить Байдена решили именно из опасений, что Харрис в качестве президента лишь окончательно подорвет свои шансы на победу (как говорится, «дурь каждому будет видна» ещё сильнее), а так политтехнологи попытаются весь негатив оставить на Байдене.
В любом случае очевидно, что демократы идут на выборы с огромным грузом негатива и вся нынешняя американская власть на ближайшие полгода погружается в обстановку хаоса, жестокой подковерной схватки между кланами внутри самой Демпартии и все это на фоне попыток не допустить победы Трампа.
И это очень плохая новость для Зеленского, ведь мало того, что наиболее вероятная будущая власть не сулит им ничего хорошего, но и нынешней будет попросту не до Украины. И непонятно, «кому кадить, а на кого капать». Украинский телеграм-канал «Резидент» сообщает, «что Блинкен провел телефонный разговор с Ермаком, в котором раскритиковал попытки Зеленского наладить диалог с Трампом. Его предупредили, что президентская избирательная кампания только начинается, а попытки Зеленского договориться с Трампом еще до выборов в США станут плохим сигналом для демократов в будущих отношениях с Украиной».
Печальные перспективы в отношениях с «генеральным спонсором» на фоне всех остальных проблем и стали, безусловно, главной причиной сенсационного визита главы украинского МИД Дмитрия Кулебы в Китай, ведь, с одной стороны, ещё недавно относительно политики и руководителей КНР деятели киевского режима упражнялись в язвительных комментариях (а в Пекине к этому крайне чувствительны), с другой — и руководство КНР до недавнего времени общения с Зеленским избегало.
На сей раз Кулебу приняли, причем в статусе официального визита, т. е. китайцы решили продемонстрировать, что придают контактам с Киевом важное значение (правда, и без фирменного китайского троллинга не обошлось: на приеме в честь гостя были поданы блинчики с черной икрой по-русски, так они значились в меню на украинском языке). Но в любом случае очевидно, что визиту предшествовала дипломатическая подготовка и то, что называется «сближение позиций сторон».
Китай позиционирует себя как миротворца, сторонника скорейшего разрешения конфликта на базе компромисса между сторонами, и в Киеве, очевидно, исходили из того, что Пекин действительно заинтересован в том, чтобы стать той стороной, посредничество которой сыграет ключевую роль в остановке войне, что значительно усилит его позиции на международной арене (добавим, что больше предложить Киеву Пекин ничего не может).
Отсюда и внезапное заявление Кулебы в Китае о готовности сесть с Россией за стол переговоров, да и активное заискивание перед принимающей стороной, включая и то, что «Киев поддерживает позицию Китая по тайваньскому вопросу и продолжит придерживаться принципа единого Китая, более того, высоко ценит позитивную и конструктивную роль Китая в обеспечении мира и поддержании международного порядка».
В целом же цели визита Кулебы можно понимать двояко. С одной стороны, обращение к главному партнеру, а фактически союзнику противника означает, что данная сторона действительно решила искать мира (естественно, стараясь выторговать максимально благоприятные для себя условия), с другой — расчёт на то, что Китай, стремясь выполнить эту функцию, будет подталкивать Москву к более лояльному для Киева варианту. Т. е. некая сделка: мы вам статус «главного миротворца», вы нам — более приемлемые условия мира.
Касательно хода переговоров украинский телеграм-канал «Резидент» «инсайдит»: «Наш источник в ОП рассказал, что Китай не будет поддерживать мирный план Зеленского и отказался участвовать во втором саммите мира, который готовит Офис президента».
Мы не будем ссылаться на «осведомленные источники», которыми якобы располагаем, а лишь выскажем обоснованное предположение, что китайская сторона со всей восточной дипломатичностью дала понять Кулебе, что не видит никакой возможности смягчить озвученную российским руководством позицию и это максимум того, исходя из складывающихся реалий, на что Киев может рассчитывать, хотя, конечно, «позиция по поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины незыблема для КНР».
Об этом, по словам Кулебы, заявил ему Ван И, но так ведь и «никто не ставит под сомнение это (суверенитет Китая над Тайванем), включая США и Евросоюз», — так Кулеба позднее уточнил свои слова.
В любом случае признаков того, что ожидаемых результатов визит Кулебы в Пекин не принес, много. Так он корректировал свой пост в Телеграме: к словам о готовности к переговорам был добавлен пассаж о том, что эти переговоры начнутся лишь тогда, когда Москва будет готова вести их «добросовестно», но пока этого «не наблюдается».
Также он раздраженно пожаловался журналистам, что «они (власти Китая. — Авт.) продолжают не называть это войной. У них там своя терминология. Они называют это “украинский кризис”», а также поспешил заявить, что Киев «не прогнется» под ультиматумы, идущие со стороны России или «какой-либо части мира» (намёк всем понятен. — Авт), а условие переговоров: «во-первых, никаких соглашений об Украине без Украины. Во-вторых, полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Если эти два принципа будут соблюдены, мы сможем вести любые дискуссии и искать любые решения».
Тем не менее нельзя говорить о том, что эпизод с активным «миротворчеством» Пекина «заигран». Как стало известно, специальный представитель Китайской Народной Республики по делам Евразии Ли Хуэй отправляется в поездку в Индонезию, ЮАР и Бразилию для обсуждения украинского вопроса. Похоже, Китай начал работу по выработке консолидированной позиции Глобального Юга. И произошло это после переговоров с Кулебой.
Видимо, после бесед с Кулебой в Пекине пришли к тому же выводу, что и многие аналитики, наблюдающие за меняющейся риторикой и дипломатическими телодвижениями Киева: что там находятся в стадии торга, за которой неизбежно последует стадия принятия, хотя последнему, конечно, нужно поспособствовать.
Дмитрий Песков высказался в том ключе, что Москва наблюдает «непонятные сигналы» и не знает, насколько они реалистичны, и надеется получить разъяснения в ближайшее время, причем «для России предпочтительнее мирное урегулирование конфликта на Украине, спецоперация началась как крайнее средство».
И вот тут закрадываются смутные сомнения, что Киев не торгуется, а имитирует торг с последующим принятием, дабы выиграть время до лучших времен, которые могут наступить, скажем, в случае победы Харрис или того, что политика Трампа-президента будет кардинально отличаться от заявлений Трампа-кандидата (что более чем возможно).
Да и вообще, находящийся в безнадежной ситуации человек всегда до последнего надеется на чудо (ещё раз отмечу, хуже прекращения войны для Зеленского ничего нет, чего могут не понимать во многих столицах, включая Пекин, рассматривая ситуацию в «классическом» ключе: проигравшая сторона ищет мира, пытаясь смягчить его условия).
Да, позицию России на днях чётко повторил Владимир Небензя на заседании Совбеза ООН. «Если Зеленский дозрел до разговора о мире — пусть посмотрит на озвученную Путиным инициативу. Ничего лучше Украина уже точно не получит», — заявил Небензя. — «И уж точно она "ни под каким соусом" не получит передышку на поле боя в виде предварительного прекращения огня», — добавил он.
Но, как уже отмечала «Альтернатива», «хотя в них говорится о необходимости полного юридического урегулирования, фактически речь идет о более реалистичной в нынешней ситуации заморозке, но на определенных условиях. Ведь в подавляющем числе случаев соглашения о прекращении огня сопровождаются договоренностями о переговорах по разрешению имеющихся противоречий, но в итоге получаются именно замороженные на десятилетия ситуации.
Очевидно, что российский план исходит именно из этих реалий, того, что политическое урегулирование может быть достигнуто весьма нескоро: условия прекращения огня сводятся к освобождению конституционных территорий Российской Федерации и провозглашенному отказу Киева от вступления в НАТО», к чему было добавлено требование заморозки и любой военной помощи Киеву.
И вот тут стоит обратить внимание на обнародованный 24 мая «Консенсус Китая и Бразилии по политическому урегулированию украинского кризиса», главным образом, на его первый пункт: «1. Китай и Бразилия призывают все вовлеченные стороны соблюдать три принципа деэскалации ситуации, а именно: не расширять поле боя, не обострять боевые действия и не совершать провокаций».
Т. е. призыв к заморозке без формальной заморозки, когда боевые действия продолжаются, но без масштабного наступления (а ведь понятно, от какой из сторон его можно сейчас ждать), не открывая новых ТВД и, соответственно, не занимая значительных новых территорий, тем более если формально на них «активная» сторона не претендует.
Есть все основания полагать, что, поскольку такая позиция озвучена публично, в переговорах партнеры тем более уговаривают Москву потерпеть ещё немного, дескать, Киев постепенно дозревает до принятия нынешних российских условий, но вот потеря других регионов для него красная линия, через которую он уж точно не переступит.
Между тем, пока прекращение огня не объявлено, военная помощь Украине поступает в тех масштабах, на которые сегодня сподобился Запад, и когда глобальная угроза по политическим причинам отсутствует, это и есть та самая передышка и выигрыш времени, в которых так нуждается Киев.
Будем надеяться, что в Кремле видят, как устранить эту опасность. На взгляд автора, логичной была бы «разъяснительная работа» с партнерами и передача через них Киеву дедлайна, до которого нынешние российские предложения сохраняют силу. А дальше, понятно, будет хуже.
Александр Фидель,
Читайте нас: