Спустя менее трех месяцев после теракта в «Крокусе», который привел к большим жертвам, 23 июня произошли почти одновременные террористические нападения в Дербенте и Махачкале. Анализ недавних террористических нападений и общей ситуации с безопасностью в России указывает на две разные по своей природе угрозы — обе из которых связаны с событиями во внешней политике.
Россия стала целью нападений как ИГИЛ так и Аль Кайеды, поскольку активно поддерживала силы Башара Асада в Сирии и до 2017 года проводила воздушную кампанию против ИГИЛ. В 2015 году ИГИЛ взорвал российский самолет, летевший из Шарм-эль-Шейха, а в 2017 году террорист-смертник взорвал себя в метро Санкт-Петербурга. Ответственность взяла на себя группировка «Катиба-аль-Имам-Шамиль» с Северного Кавказа, предположительно связанная с Аль Кайедой.
Интересно, что в 2017 году Россия официально объявила о прекращении на Кавказе вооруженного противостояния властям, и с тех пор ей удавалось избегать крупных терактов. После перерыва в шесть лет, как стоит относиться к этим новым терактам?
В ходе терактов в Москве и Дагестане злоумышленники действовали по разным сценариям. В московских терактах использовались нанятые через соцсети исполнители без боевого опыта, но он и не требуется для расстрелов в публичных местах. На первый взгляд, целью теракта было добиться формирования негативных настроений общества против власти. После задержания боевиков недалеко от границы с Украиной и на основании их интервью и телефонной экспертизы, заказчиком была объявлена Украина.
Власти Дагестана признали причастность местных жителей, в том числе, участие родственников высокопоставленного представителя власти. Скоординированность нападений указывает на тщательно выполненное предварительное планирование взаимосвязанной сетью исполнителей. Хотя социальные сети приписывают нападения Вилаяту Кавказ, пока это не было подтверждено. Послание этих нападений террористы связывали с бедственным положением палестинцев в секторе Газа.
Таким образом, России угрожает внутренняя исламистская сеть, а также «манипуляторы из соцстей», находящиеся за рубежом. Внутренние ячейки России сравнительно легко можно будет отследить и взять под контроль, тогда как до внешних вдохновителей терактов добраться будет сложнее. Кроме известных трудностей, задача может быть дополнительно осложнена отсутствием контртеррористического сотрудничества с Западом.
Читайте нас: