Западный мир пребывает в иллюзии, что существует некая широкая коалиция государств, готовых объединиться в реальную силу и бросить вызов России, заявил в интервью PL эксперт по безопасности Андор Шандор. Ничего подобного нет, как нет и сплоченных помощников у Киева – и он это понимает.
Мирная конференция по Украине оказалась контрпродуктивной, так как Киев видел, что сильная коалиция помощников — только иллюзия, и страны Юга сами смогли в этом убедиться, что не позволило заручиться их поддержкой. По мнению эксперта в области безопасности и бывшего начальника Военной разведки Чешской Республики Андорв Шандора, западный мир тоже пребывает в иллюзии, что существует некая широкая коалиция государств, способная остановить российскую агрессию.
Parlamentní listy: Давайте начнем с недавней мирной конференции по Украине в Швейцарии, которая прошла без участия России, а также Китая. Свое несогласие с заключительным коммюнике также выразили некоторые крупные государства, участвовавшие в работе конференции. Каково, по-вашему, значение этой конференции?
Андор Шандор: Никакого большого значения я в ней не вижу. Она показала, что западный мир пребывает в иллюзии, что существует некая большая коалиция государств, которые принципиально осуждают российскую агрессию на Украине и готовы объединиться в реальную силу, которая эту российскую агрессию остановила бы. Возможно, для Украины эта конференция была даже контрпродуктивной, ведь Киев сам убедился в этом факте и не смог заручиться поддержкой новых стран. Кроме того, как я думаю, надежд Украине не добавило и то, что американский президент Джо Байден не захотел после конференции "Большой семерки" остаться в Европе и поучаствовать в швейцарском мероприятии. Вместо себя он отправил туда вице-президента Камалу Харрис и советника Джейка Салливана.
Большое разочарование вызвал и отказ Китая от участия. Нападки президента Владимира Зеленского на Китай в этой связи не слишком разумны. Из 92 участников конференции только 77 подписали заключительное коммюнике, которое к тому же очень размытое и туманное. Страны, которые не подписали, отнюдь не малозначительные. Поэтому, как мне кажется, конференция не стала прорывом и достижением Украины и западного мира. Ряд стран, которые не участвовали в этом мероприятии или не подписали совместное коммюнике, не уверены, что Украина может победить в этом противостоянии, и не хотят портить отношения с Россией.
А вот саммит стран "Большой семерки", предшествовавший конференции, был куда важнее. Там ужесточили санкции против России, пообещали Украине очередную помощь в размере 50 миллиардов долларов, а США подписали с Украиной договор по безопасности на десять лет, что, несомненно, не понравилось Москве. Вот как прошел саммит "Большой семерки". Таким образом, для Украины важнее была, безусловно, встреча лидеров "Большой семерки", чем мирная конференция в Швейцарии.
— Администрация президента Джо Байдена планирует отменить запрет американским военным подрядчикам участвовать в украинском конфликте. Чем это обернется?
— Вопрос в том, считает ли Москва, что на территории Украины нет ни одного американского сотрудника спецслужб или разведки. Русские не настолько наивны. Мы хорошо знаем, что они там есть и помогают украинцам наводить ракеты, идентифицировать российские цели и так далее. С этой точки зрения не появилось ничего нового, о чем в Москве не знали бы. Все будет зависеть от того, сколько подрядчиков и с какими целями будет отправлено на Украину. Мы хорошо знаем, что американцы очень часто используют подрядчиков там, где не хотят или не могут применять собственные вооруженные силы. Вспомните этих пресловутых подрядчиков из Ирака, "Блэкуотер", которые получили печальную известность.
Это, конечно, еще один шажок к эскалации, но я думаю, что об этом заранее поговорили министры обороны Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации, которые впервые за долгое время провели телефонные переговоры. Я уверен, что они затронули и эту тему тоже. Вопрос в том, как на деле будет выглядеть отправка подрядчиков и ограничатся ли они только подготовкой украинцев где-нибудь на западе стране, или они окажутся на передовой. От этого напрямую будет зависеть ответ России.
— То есть резкое обострение, по-вашему, из-за этого решения Байдена не грозит?
— На мой взгляд, нет. Как я уже сказал, солдаты некоторых стран Североатлантического альянса уже там находятся. Русским об этом тоже известно. Одна из причин, почему немцы не хотят передавать Украине ракеты "Таурус", в том, что сами украинцы не смогут обслуживать их эффективно и туда пришлось бы отправить немецких военных. Канцлер Олаф Шольц прекрасно понимает, что российская пропаганда раздула бы этот факт: мол, на Украине немцы снова бьют по русским. Для Германии это серьезное препятствие.
Лично я не думаю, что из-за снятия запрета на участие американских подрядчиков разгорится сыр-бор. Эммануэль Макрон и раньше говорил об отправке французских войск, что привело бы к эскалации, но в принципе и с этим русские в конце концов справились бы. Украинцам этот шаг не особо помог бы, потому что численность этих сил была бы невелика. Я уже не говорю о неожиданных парламентских выборах во Франции и сложном положении Макрона дома. Я не представлю, чтобы Франция реализовала эту инициативу.
Более серьезной проблемой я считаю последствия обезвреживания американских ракет ATACMS, в результате которого были убиты люди на пляже в Севастополе. Это спровоцирует русских на жесткую реакцию, с которой украинцам, кстати, следует считаться.
— Премьер-министр Чешской Республики Петр Фиала сообщил, что на Украину уже пришла первая партия артиллерийских боеприпасов, и, по его словам, каждый месяц туда будут доставлять по 50 — 100 тысяч штук. Может ли это реально помочь остановить российское продвижение и отвоевать украинские территории обратно?
— В этом отношении я настроен крайне скептически. Даже если количество поставленных боеприпасов будет таким, как заявлено, это не может оказать принципиального влияния на события на фронте по одной простой причине. Украинской армии все острее недостает личного состава. Мобилизованные пройдут подготовку, которая длится всего 34 дня. 34 дня! Такие не смогут оказать реальную помощь ослабленной украинской армии.
Для сравнения скажу, что при старом режиме подготовка для новобранцев продолжалась шесть недель, и за это время солдаты успевали три раза пострелять, а больше ничему не могли научиться. Я не хочу сравнивать, но даже если бы эти люди тренировались с утра до ночи, за 34 дня можно подготовить максимум рядовых пехоты, обреченных на гибель. Именно это мы и видим, когда происходит ротация некоторых бригад и опытных бойцов заменяют более слабыми. Значение нашей помощи я скорее усматриваю в том, что она способна поднять моральный дух украинской армии. Однако при взгляде на карту никаких поводов для оптимизма я не нахожу. И поставки боеприпасов не могут переломить ход боевых действий. Достаточно вспомнить, что русские могут произвести или получить от Северной Кореи. К сожалению, таково положение дел.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: