В петербургском Доме кино завершилась очередная программа Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой. В этом сезоне были представлены советские фильмы про любовь.
Далеко не самые популярные картины, небольшие бриллианты из огромной сокровищницы. Вдумчивое, глубокое, парадоксальное, пасмурное, а порой наивное и доброе кино. Если вдруг вы хотите заново открыть для себя магический и притягательный мир взаимоотношений между мужчиной и женщиной, то вот вам список.
10 фильмов от 66-го года вплоть до 91-го.
"Зося" Михаила Бовина, 1966.
Сейчас трудно представить, но тогда снимались советско-польские фильмы. Трогательный, полный лиризма фильм про обещание любви. Несмотря на сюжет, который разворачивается вокруг юной красотки (суперзвезда польского кино 1960-х Пола Ракса) и молодого офицера советской армии (актер трагической судьбы Юрий Каморный), который с боями продвигается через Польшу на Берлин, кино это очень искреннее и чистое. Никакой политической ангажированности в нём нет. А то у нас некоторые сейчас любят про это поговорить.
Поразил меня фильм Бориса Яшина "Осенние свадьбы", 1967.
Войны в нём вроде и нет, но эхо мощное. Главная героиня, будучи в положении, с самых первых минут остаётся без любимого (подорвался в поле на старой мине) и ходит по учреждениям – просит, чтобы её расписали с отцом будущего ребенка. Играет Валентина Теличкина. Сейчас уже совершенно непонятно, как столько простоты и красоты можно смешать со сложными, трагичными и даже безвыходными вещами. Фильм этот девушки должны смотреть в учебных заведениях. Да все его должны смотреть, если, конечно, цените кино и женскую глубинную красоту.
Единственная цветная картина талантливейшей Ларисы Шепитько "Ты и я", 1971 г.
Новаторский, даже в некотором роде западнический фильм со сложными психологическими линиями. Одну из главных ролей играет молодой Юрий Визбор. Если думаете, что героиня советских фильмов про любовь – это всегда подруга бойца, колхозница, рабочая и пр., то посмотрите "Ты и я" – удивитесь. Кино на любителя, но у Ларисы Шепитько все фильмы к обязательному просмотру.
В полном восторге пребывал от фильма "Старые стены" Виктора Трегубовича, 1973 г.
Фильм, который предвосхитил "Москва слезам не верит". Молодая, сексуальная, боевая Людмила Гурченко, которая играет директора подмосковной ткацкой фабрики. Здоровый и сложный советский феминизм. А ещё там молодой и статный Армен Джигарханян что твой Жан-Поль Бельмондо. Обязательно буду пересматривать. Шедевр.
"Ксения, любимая жена Федора" Виталия Мельникова, 1974 г.
Мелодрама со Станиславом Любшиным и Аллой Мещеряковой. Лев Дуров блистательно играет роль второго плана. Как и большинство прекрасных фильмов о любви, он грустный. Мельников не снимал сложное кино, но и простым его не назвать – всегда душевно, но не душно, прозаично, но не банально. Про жизнь, какой она была и даже есть.
"Единственная" Иосифа Хейфица, 1975 г.
Валерий Золотухин и Елена Проклова, а ещё на моменте Владимир Высоцкий. Фильм о том, как солнечный муж мучается от измен жены, судится, разводится, но всё равно не утешается. А фоном кругобайкальская железная дорога, огромные тоннели и Байкал. Опять ничего про политику, пропаганду, этику, только противоречивые человеческие взаимоотношения, да что ж такое!
"Таёжную повесть" Владимира Фетина 1975 года, думаю, многие смотрели.
Мелодрама-притча по рассказу "Сон о белых горах" из повествования в рассказах "Царь-рыба" Виктора Астафьева. Говорят, лучшая экранизация его текстов. В ролях: Михаил Кононов, Евгений Киндинов, Светлана Смехнова-Благоевич. Музыку к фильму написал легендарный советский композитор Соловьёв-Седой – это его последняя работа. В общем, уже классическая зимовка в охотничьей избушке.
Два раза прослезился на "Сошедших с небес" Натальи Трощенко, 1986 г.
Прекрасные Александр Абдулов и Вера Глаголева. Начинается всё с Великой Отечественной, а затем резко уходит на послевоенное время. Герои пытаются найти себя в новой бытовой реальности, растят сына, ищут работу, любят. А затем, например, вдруг попадают под фонтан воды и вспоминают, как они тогда вместе воевали. И тут, если у вас есть душа, вы плачете. Сколько стоицизма, мужества, человеческого, настоящего, трепетного. А какие люди красивые. Говорю же, до слёз.
"Убегающий август", Дмитрия Долинина, 1989 г.
Всё ближе к 90-м. К развалу, к потере ценностей, к ловушке, к деградации. Ну или к свободе. Даже титры становятся более модными, но и в чём-то совершенно беспомощными. Но ещё по инерции получается хорошее кино.
В ролях Александр Филиппенко и Анжелика Неволина. Немолодой человек с похмелья обнаруживает рядом с собой очаровательную, почти воздушную девушку. И они спонтанно отправляются в автомобильное путешествие. Прогрессивно, но всё ещё честно и трогательно. И так грустно в конце.
Последний фильм в программе "Кино про любовь" 1991 года – "Воздушный поцелуй" Абая Карпыкова.
Первые признаки постмодернизма, появилась ирония, что-то из французской "новой волны", эротика, гнусность, но мы смотрим всё ещё прекрасное кино. Молодая и сногсшибательная медсестра изменяет преуспевающему врачу с каким-то залётным автогонщиком – такой сюжет в духе времени. Героиня умирает, кино умирает, любовь попрана, модерн попран, мы не понимаем, почему всё так, но по-другому не можем.
Всё как в жизни. Только лучше.
Читайте нас: