Читала я очередное творение мэтра русского фэнтези Сергея Лукьяненко. Называлась книжка «Кваzи» и живописала о последствиях зомби-апокалипсиса. Таинственный вирус поразил население Земли, в результате чего скоропостижно усопшие восставали в виде классических зомби: хищных, тупых и агрессивных. Единицам из таких восставших удавалось «возвыситься» и вернуть себе возможность мыслить, превратившись в «квази». Внешне эти «квази» ничем не отличались от человека и имели перед ним ряд преимуществ а-ля физическая сила, выносливость и практическая неуязвимость. Вроде гламурных вампиров в «Сумерках», только те еще сверкали на солнце, как Филипп Киркоров. Короче говоря, с виду все хорошо, но, если присмотреться, — нежить, для человека чуждая и потенциально смертельная.
Последнее время не могу отделаться от мысли, что такой апокалипсис с украинским и европейским обществом уже произошел. Если взять за отправную точку утверждение Декарта о cogito, ergo sum, напрашивается вывод, что население Европы и цэ-Европы массово отбыло в мир иной, само того не заметив. Квазилюди дышат, ходят, едят и говорят, но не мыслят. Думать, анализировать и сомневаться стало немодным, чтобы не сказать неприличным. Легко это продемонстрировать на примере СВО, хотя подошел бы и арабо-израильский конфликт или любая другая «сложная» ситуация. Российскому жителю, наверное, мнится, что жители Запада единогласно осуждают «вторжение Путина». Это не совсем так. По моим наблюдениям, местный контингент делится на несколько квазичеловеческих категорий.
1. «Какое небо голубое»
Автор не раз, случайно или с целью антропологических исканий, заводила с евробюргерами речь об Украине и военных реалиях. Реакция была странной: у бюргера стекленели глаза, и лицо приобретало слегка затравленное выражение. Потом он тоскливо вздыхал, бормотал что-то невнятное и переводил разговор на другую тему. Например, острую кухню Таиланда, куда он едет в отпуск. Автор долго удивлялась, а потом поняла: у многих еврожителей мнения по поводу СВО нет вообще. Совсем. Подчистую. Даже на уровне «война — это плохо».
Во-первых, нынче все еще модно гордиться тем, что не смотришь телевизор (ютуб, как вы понимаете, — это другое). Информацию про кровь и смерть бюргер отфильтровывает, здраво полагая, что она может испортить аппетит не только в Таиланде, но здесь и сейчас. Во-вторых, как это ни парадоксально на фоне блогеров, инфлюэнсеров и прочих «консультантов», имеющих неквалифицированное мнение обо всем на свете, типичный обыватель склонен к противоположному. Ему накрепко вбили в голову, что ежели ты не «консультант», то мыслить и иметь позицию неправильно и вредно. Бюргера это устраивает, поскольку думать — это не всегда приятно, а познания вообще умножают скорбь. В лучшем случае он мнит себя профессионалом в узкой области, а на остальные не замахивается даже на уровне мысли.
В итоге имеем классическую ситуацию, когда «профессионалы» с понедельника до среды говорят о проведенных выходных, а со среды по пятницу — о том, как проведут следующие. На попытки затронуть «серьезные» темы реагируют, как дубли Стругацких при просьбе предъявить паспорт: сначала впадают в ступор, потом приходят в беспокойство, если настаивать, возможна агрессия. Впрочем, обычно они просто выходят из разговора и стараются избегать вас в будущем ввиду вашей «токсичности». Как мы помним, вышеупомянутые дубли внешне неотличимы от человека, но формой разумной жизни не являются. Автор уверена, что атрофия мыслей и мнений тоже несовместима с жизнью в ее общепринятом понятии.
2. Имел одной он думы власть…
Вторая категория мнение, как ей кажется, имеет. На деле «мнение», безальтернативно навязываемое СМИ, имеет их. Оно в предельно упрощенном и разжеванном виде (например, материалы об СВО всегда имеют заголовок «война Путина») несется на обывателя из каждого утюга и впечатывается ему в мозг как его собственное, более того — как некая общеизвестная истина.
Такие «истины», как я уже писала, у нас, на Западе, существуют по любому вопросу. К примеру, США и Европа — демократии, Россия и Китай — диктатуры. Сталин — худший человек за всю историю (спросите Такера Карлсона, он про это все знает), а Рузвельт выиграл Вторую мировую. От ковида помогут только бесконечные вакцинации «Пфайзером» и масочный режим даже в сауне. Глобальное потепление имеет антропогенный характер. Прогрессивный Израиль атаковали полоумные террористы. Трансгендерные женщины — это женщины. И так далее.
Попытка альтернативного шевеления извилинами клеймится (со стороны все тех же СМИ) как конспирология и мракобесие, вслед за ними негодует и осуждает и обыватель. Конечно, в «мнении» таких товарищей ничуть не больше мысленных потуг, чем у их бездумных сограждан. Разница лишь в том, что этот вид дубля более агрессивен, ибо всякий познавший «истину» не терпит еретиков.
3. «Лишь бы не было войны!
Отдельно хотелось бы помянуть широко расплодившийся вид «ракушек», внезапно обнаруживший в 2022 году, что где-то стреляют. Из недавнего: обсуждала с подругой творчество Земфиры. «Она очень талантлива, — говорит подруга, давний фанат певицы. — И уехала в Париж, поскольку не приемлет войну ни в каких проявлениях. Она про это высказалась без русофобии, поэтому я ее не осуждаю». Я в чем-то могу понять: если я начну отменять всех любимых западных исполнителей, придется перейти на Клавдию Шульженко, а к этому я пока не готова. И все же такая «позиция» столь же бессмысленна, насколько и заезжена. Уж сколько я слышала этих стонов: «Я не верю, что нельзя было договориться!», «Плохой мир лучше доброй ссоры!», «Россия первая напала, гибнут люди!» и прочий «человеколюбивый» бред. При этом господа-гуманисты:
а) имеют сугубо тоннельное видение «гибели людей» в СВО, но годами спокойно переносили обстрелы Донбасса;
б) почему-то считают, что разбираются во внешней политике куда лучше российского правительства, ибо точно знают, что СВО можно было избежать.
Добавим к этому, что конкретно гражданка Земфира не просто отбыла в какие-то нейтральные земли (например, на Кубу). Она переехала в страну, которая из белья с клопами выпрыгивает, так жаждет воевать с ее родиной. И сделала это отнюдь не потому, что на Родине рвутся снаряды и ей надо спасать собственных детей. Это всё то же слабоумие, выдаваемое за принципиальность. Вообще, за праведную позицию «я против войны» слишком легко уцепиться, чтобы не думать, не видеть и не вникать. Чем эти люди в белых пальто отличаются от первых двух категорий? Ничем: то же скудоумие, но с дешевым пафосом.
3а. Четкая позиция бывалой бабы
Еще один подвид — гибрид вышеперечисленных. К нему вполне может относиться и анатомический мужик, но не дайте половым признакам ввести вас в заблуждение: по характеру мышления — это таки баба, причем в плохом смысле. Бабе уже изрядно лет, и она, как говорят на Западе, «сделала себя сама», потому считает уместным нести правду-матку в стиле гуру на минималках. То бишь четко, емко и местами матерно. Хрестоматийным примером является одиозный украинский адвокат Татьяна Монтян, в 2014 году нецензурно ругавшая Путина за Крым, а в 2022-м устало объяснявшая «ракушкам», что всё зло в «договорняках» и нужно было брать еще и Донбасс.
Или как вам пассаж в телеграме известной бизнес-леди Ольги Усковой (речь о конфликте Израиля с Ираном)?
«Все признаки картельного сговора, когда присутствует выборочность поражения объектов типа “мы мосты не трогаем, они нам понадобятся, мы по ним потом парадом пройдем…” По своей практике знаю, когда дерешься всерьез, думаешь, как сделать больнее и быстрее выиграть. А если договорнячок, как у нас в юности было на некоторых теннисных матчах, то договариваешься типа:
— давайте три сета, два ваших, последний наш…
И валяешь дурака как умеешь для зрителей».
Ольга, кажется, слывет в своих кругах весьма умной женщиной. И тем не менее она: а) рассуждает о теннисе, не зная его элементарных правил; б) экстраполирует правила уличной драки на большую войну, как будто в войнах нет стратегий, кроме «блицкрига», в) лезет в область, не являющуюся для нее профильной. Почему? Потому что, как и Земфира с компанией, «бывалая баба» лучше знает, как воевать и управлять государством. Не знает она только о том, что девушку украшает скромность. А зря.
4. Из мрази — в кваzи
Обратимся теперь к категории «возвысившихся». Это человекообразные существа, у которых с интеллектом все в порядке, но вопрос принадлежности к людям таки сомнителен. Как минимум потому, что наличие работающего мозга — условие необходимое, но недостаточное. Как говорил Чарли Гордон в «Цветах для Элджернона»:
«Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие».
Примеров таких «зомби класса люкс» очень много среди западных политиков. На ум немедленно приходит Гарри Трумэн, объявивший в 1945 году, что «у него есть атомная бомба, потому уже не нужно ни с кем договариваться», и немедленно это продемонстрировавший. Или Маргарет Тэтчер, которая в роли министра образования лишала британских детишек бесплатного молока, а в качестве премьер-министра боролась с профсоюзами, воевала с Аргентиной и разваливала СССР. Или Мадлен Олбрайт, бомбившая роддома в Белграде и называвшая это «досадной, но оправданной мерой». Про Гитлера и его присных говорить не хочется, это стандартное пугало, на которого удобно списывать грехи коллективной Европы и вообще всего мира.
Еще опаснее, на мой взгляд, приятные и «цивилизованные» леди и джентльмены, которые совершают нечеловеческие поступки как вполне обыденные. Чего стоит только большой друг Украины Борис Джонсон с его «давайте будем просто воевать», за которым тысячи загубленных жизней. Знал ли Бориска о последствиях своей коротенькой реплики? Безусловно. Мешает ли ему это сытно кушать, сладко спать и плохо стричься? Отнюдь. Здесь нужно отдать должное фюреру Зе: этот хотя бы не слезает с дозы и выглядит так, как будто пережил себя лет на 10. Мы понимаем, что мучает его не совесть, а страх, и все же его хоть что-то мучает. Бориски, Урсулы, Макроны, как и их многочисленные предшественники, творят кровавые преступления, не снимая дорогих костюмов и белоснежных улыбок. Если общепринятую человеческую мораль, начинающуюся с «не убий...» считать sine qua non для человека, люди ли это?
Вообще, с понятием «человек» в наше странное время все еще хуже, чем с гендерами. В прогрессивных западных кругах давно идет дискуссия о так называемых пост-людях. По мнению мыслителей-трансгуманистов, постчеловек — это гипотетическое существо будущего, «чьи базовые способности настолько радикально превосходят способности нынешнего человека, что он больше не является однозначно человеком по нашим нынешним стандартам».
Собственно, этот вопрос давно перестал быть гипотетическим. Так, Кевин Уорвик, замдекана университета Ковентри, почетный доктор 10 университетов и признанный авторитет в сфере ИИ, кибернетики и роботики, начал превращать себя в киборга еще в прошлом столетии. «Капитан Киборг», как его кличут коллеги, имплантировал себе под кожу передатчик для управления дверями, освещением, обогревателями и другими устройствами в 1998 году. Второй датчик BrainGate Уорвик получил в 2002 году в больнице Оксфорда, где он был подключен непосредственно к нервной системе. Заключительным (на данный момент) этапом эксперимента была имплантация чипа в руку жены Уорвика с целью «создания формы телепатии или эмпатии с помощью Интернета». Почему супруги не могли пообщаться традиционным способом, наверное, спрашивать не стоит, чтобы не обнажать свое невежество.
Самые известные трансгуманисты утверждают, что в следующем столетии люди будут радикально изменены с помощью имплантатов, биохакинга, когнитивного улучшения и других биомедицинских технологий. Эти улучшения приведут нас к «развитию» в вид, который совершенно неузнаваем по сравнению с тем, чем мы являемся сейчас.
Естественно, все эти биохакинги порождают ряд этических вопросов. Вообще, если вглядеться в тусовку трансгуманистов, футуристов и прочих «визионеров», возникает подозрение, что этот шабаш очень не к добру. Достаточно упомянуть, что в числе ответвлений трансгуманизма имеется «отмена страданий» (искоренение с помощью биотехнологий любых проявлений боли — привет антидепрессантам и прочим нейролептикам), «постгендеризм» (Мэ и Жо превращаются в аморфное нечто, размножающееся в пробирке), «иммортализм» (либо радикальное продление жизни, либо «цифровое бессмертие» в виде загрузки сознания в компьютер).
На выходе имеем бессмертное, бесполое и бесчувственное бревно, напичканное чипами и пребывающее в постоянной фармакологической нирване. Возникает подозрение, что «пост-человек», сверхчеловек, или Homo Deus, по выражению «футуролога» Ю. Н. Харари, — это редкая, простите, скотина.
5. «Умные и красивые»
Наконец, есть группа человекоподобных, решившая эргономично совместить идиотизм с отсутствием морали. Легко догадаться, что я о евроукрах. Так, на канале «Киев-24» они активно обсуждают грядущую «спецоперацию» ВСУ по уничтожению Крымского моста.
О прочих примерах нечеловечности среди великоукров, я думаю, все давно наслышаны. Можно было бы порассуждать о том, что война всех ввергает в состояние аффекта и такая реакция закономерна, «война всегда рождает ненависть» и дальше по списку. Что ж, как только я увижу на российских каналах рекламу булочек, «вкусных, как хохляцкий ребенок», или услышу улюлюканье насчет погибшего мирного населения — я порассуждаю. Пока же лицезрю пост однокурсницы с цветочками крокуса и пассажем на тему «так им и надо» и понимаю, что состояние ее психики вышло за рамки людской.
Или вот пример с обратной стороны: один мой украинский друг с начала СВО пытается дожить до прихода России. Европу же, считает он, надлежит снести с лица земли элегантным аккордом ядерных кнопочек. Не по злобе, объясняет он мне, а сугубо из прагматических соображений. Это она породила Наполеона, Гитлера и США. Она раз в столетие совершает свой кровавый дранг нах остен и никогда ничему не учится. К чертям собачьим всех, включая младенцев в пеленках, пока те не выросли в очередную фашистскую сволочь. Чисто по фактам я не могу с ним спорить. Да и вышестоящая инстанция уже высказывалась про «зачем нам мир, где нет России?» И все же я не могу выступать за избиение младенцев, даже если оно логично и «решит все проблемы». Не быть мне пост-человеком с лазерным прицелом вместо глаза, чего и вам желаю.
Заключение
Обилие «ходячих желудков», безмозглых «интеллектуалов» и откровенных нелюдей небывало резко ставит вопрос: что же значит в наше время «быть человеком»? Сытое тупое равнодушие, бездумная праведность и пафосная глупость столь же далеки от этого, как и гипертрофированный «здравый смысл». «Нужно очень быстро бежать, чтобы просто остаться на одном месте», — говорила Черная Королева Кэрролла. Я бы перефразировала: подчас нужны нечеловеческие усилия, чтобы просто остаться людьми.
Маргарита Кабак,
Читайте нас: