Ещё более века назад В.И. Ленин в своей работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916 г.) обратил внимание на то, что для ведущих империалистических стран вывоз капитала становится преобладающим по сравнению с вывозом товаров (третий экономический признак империализма). В советское время у нас справедливо говорили, что вывоз капитала стал важнейшим средством эксплуатации «богатым Севером» «бедного Юга». Инвестиции транснациональных корпораций в экономики стран третьего мира обеспечивали Запад дешевыми ресурсами. Плюс к этому прибыль от инвестиций выводилась в страны «богатого Севера».
Но в 1970-е годы прошлого столетия обозначилась тенденция к наращиванию экономически развитыми странами Запада импорта иностранного капитала. Во-первых, иностранный капитал стал перетекать из одних западных стран в другие. Во-вторых, капитал стал притекать и из стран третьего мира. Пожалуй, началось это с того времени, когда страны ОПЕК стали получать гигантские доходы от экспорта черного золота (после так называемого «энергетического кризиса» 1973 года, когда цены на нефть взлетели в четыре раза). Доходы были в долларах США («нефтедоллары»), Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК стали размещать нефтедолларовую выручку в экономике США. Во-первых, на депозитах американских банков. Во-вторых, в виде прямых и портфельных инвестиций в разные сектора американской экономики. Постепенно США из чистого экспортера капитала стали превращаться в чистого его импортера. И это не только не ухудшило экономического положения Америки, но даже стало дополнительной ее подпиткой. Хотя Америка должна была платить проценты и дивиденды по иностранным инвестициям, приходящим в ее экономику, эти выплаты были существенно меньше, чем те инвестиционные доходы, которые американские экспортеры капитала получали из-за границы. Вот такой дисбаланс инвестиционных доходов с откровенным душком империализма и неоколониализма.
После того когда золотодолларовый стандарт (принятый еще на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году) был заменен на бумажно-долларовый (это официально было закреплено в решения международной конференции в Ямайке в 1976 году), в мире началась эпоха экономического неолиберализма и экономической глобализации. Принципы и правила нового мирового экономического порядка были заложены в «Вашингтонском консенсусе», который стал продвигать в жизнь Международный валютный фонд.
По мере перестройки международных экономических и валютно-финансовых отношений в соответствии с нормами «Вашингтонского консенсуса» многие другие (помимо США) страны «золотого миллиарда» (одно из названий «богатого Севера») также стали превращаться в чистых импортеров капитала. При этом также небезуспешно выстраивая баланс международных инвестиционных доходов в свою пользу (т. е. выплачиваемые инвестиционные доходы оказываются меньше получаемых).
В принципе эти новые явления в сфере международных экономических и валютных отношений были подробно описаны разными экспертами и исследователями на примере разных стран. Для этого они использовали (и используют), прежде всего, такие источники статистических данных, как платежные балансы и международные инвестиционные позиции стран (подобного рода документы обязаны составлять все страны-члены МВФ). И я делал неоднократно расчеты по Российской Федерации, из которых
В контексте обсуждаемого вопроса очень знаменательным было событие этих дней. Организация под названием World Inequality Lab («Лаборатория по изучению неравенства в мире»), являющаяся подразделением Парижской школы экономики, опубликовала свой очередной доклад, который
Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Alice Sodano) – сотрудники Парижской школы экономики. Отчет насыщен таблицами и графиками, общий его объем – 130 страниц.
Авторы доклада отметили, что их исследование посвящено количественным оценкам движения инвестиционных доходов в мире за более чем полувековой период времени. Исследование является глобальным – охватывает 216 экономик мира. До начала 1990 г. единственной страной, у которой превышение импорта над экспортом капитала совмещалось с профицитом баланса международных инвестиционных доходов, были США. Однако в последнее десятилетие прошлого века и другие страны «богатого Севера» стали иметь аналогичную картину. Они стали похожи на США и образовали клуб привилегированных стран.
Авторы выделяют группу наиболее богатых стран (20% общего числа стран мира), которые имеют устойчивое превышение получаемых инвестиционных доходов над выплачиваемыми. Это превышение для данной группы стран составляет примерно 1% их совокупного валового внутреннего продукта (ВВП). А для 10% самых богатых стран профицит баланса международных инвестиционных доходов оценивается в 2% их ВВП. В то же время для 80% стран, которые авторы относят к менее богатым и бедным, баланс международных инвестиционных доходов является дефицитным. И этот дефицит уменьшает их совокупных ВВП примерно на 2-3 процента.
Из приведённых в докладе данных видно, что в последние годы наибольший профицит баланса международных инвестиционных доходов в относительном выражении имела Япония. В 2020 году ее профицит равнялся 4% ВВП, а в 2022 году он превысил 5 процентов. У США и еврозоны в 2022 году показатель равнялся примерно 2% ВВП. У США максимальные значения показателя были в первой половине прошлого десятилетия – от 3 до 3,5% ВВП. В целом у стран БРИКС все годы существования этой группировки показатель был отрицательный. В 2022 году он составил 2,5% ВВП. У Китая дефицит баланса инвестиционных доходов в 2022 году оценивался примерно в 2% ВВП, а у России – в 3% ВВП. Впрочем, у России это не самый большой дефицит. Рекордное значение ее дефицита было зафиксировано в 2020 году – 4,7-4,8% ВВП.
Авторы развеивают предположения тех экспертов, которые говорят, что более высокая доходность инвесторов из стран «богатого Севера» объясняется тем, что они вкладывают за рубежом деньги в проекты с высокими рисками. Мол, где высокие риски, там и высокая доходность инвестиций. Но это миф. Причина высокой доходности таких инвесторов в том, что они пользуются дешевыми или даже бесплатными деньгами. Ведь они приближены к центральным банкам «богатого Севера», которые дают им деньги под процент, более низкий, чем тот процент, по которому деньги могут получать инвесторы менее богатых и бедных стран. Речь идет о долларах США, эмитируемых Федеральной резервной системой, евро Европейского центрального банка, британских фунтах Банка Англии и других резервных валютах.
В докладе отмечается: «Полученные нами результаты, вероятно, могут быть объяснены тем, что богатые страны являются эмитентами резервных валют и, следовательно, имеют доступ к более дешевому финансированию (как для государственного, так и частного сектора). Наше исследование подводит к выводу о необходимости реформирования международной валютной и финансовой системы и анализа причин создающего неравенство развития».
Гастон Ньевас, соавтор доклада, в своем дополнительном комментарии подчеркнул, что одним из направлений предлагаемой реформы является получение странами третьего мира справедливой квоты в голосах в Международном валютном фонде: «Размер чистых трансфертов, обусловленных различиями в нормах прибыли, значителен и является результатом неравного доступа к мировым рынкам капитала. Бременем, которое они представляют для бедных стран, нельзя пренебрегать, каждый год они направляют 2-3% своего ВВП богатому миру, в то время как они могли бы инвестировать эту сумму в образование, здравоохранение или политику, связанную с климатом. Если мы стремимся к более эгалитарной глобальной системе, нам необходимо построить более стабильную международную валютно-финансовую систему, основанную на подлинно демократическом глобальном управлении. Крайне важно, чтобы развивающиеся страны имели право голоса, и голос этот распространяется не только на крупные державы. Пересмотр формулы квотирования МВФ является решающим шагом к продвижению более справедливой международной валютно-финансовой системы».
P.S. Согласно данным доклада, за период 1970-1990 гг. профицит баланса международных инвестиционных доходов США находился в диапазоне 0,5 – 1,0 % ВВП. Этот показатель стал расти с 1991 года. По оценкам автора доклада, на отрезке времени 1991-2022 гг. среднее значение профицита составило 2,0% ВВП. Суммарная величина профицита за указанный период составила 12 трлн долларов (в ценах 2022 года).
У России за тот же период времени (1991-2022 гг.) среднее значение дефицита баланса международных инвестиционных доходов
Читайте нас: