Сторонам пора взглянуть правде в глаза, пишет Berliner Zeitung. Эту простую мысль автор статьи сопровождает витиеватыми логическими конструкциями: Украина может и должна проиграть, но России придется оплатить "покупку" золотовалютными резервами.
После примерно 780 дней военного конфликта пришло время трезво взглянуть на события на востоке Украины. С конца осени 2022 года, то есть в течение полутора лет, на тысячекилометровом фронте практически не было никаких подвижек. После в целом безуспешного российского наступления и двух украинских контрнаступлений в первые месяцы военных действий обе стороны находятся в состоянии позиционного конфликта (автор статьи, вероятно, забыл про Авдеевку и другие направления успешного наступления российской армии. — Прим. ИноСМИ).
Эксперты сходятся во мнении, что ни у одной из воюющих сторон нет достаточных ресурсов для успешного проведения масштабных наступательных операций. Возврат украинской армией восточных областей, присоединенных (и в значительной степени контролируемых) Россией, так же иллюзорно, как и успешное наступление России на Киев.
Для такой операции потребовалось бы несколько сотен тысяч опытных военнослужащих, а также техника, оружие, автомобили и боеприпасы, независимо от того, какая сторона ее проводит. Размещенные в настоящее время по обе стороны фронта 700 тысяч (уж точно не более 800 тысяч) военнослужащих не обеспечивают таких возможностей.
Теоретически обе стороны могут провести новую волну мобилизации. Однако это не решит проблему нехватки бронетехники и боеприпасов, которая также является обоюдной. Даже если бы вся европейская промышленность была переведена на военные рельсы, а оружие производилось массово, масштабное изгнание россиян из восточной Украины (и Крыма) до 2026-2027 годов было бы нереальным. Не стоит забывать: во время Второй мировой войны производство вооружений в Германии достигло своего пика только в 1944 году, на пятый год войны, несмотря на то, что в течение многих лет все сферы национальной экономики были сосредоточены на конечной цели — победе.
Кроме того, есть еще кое-что, а именно возвращение к позиционной войне в результате технологического прогресса. На суше, на море и в воздухе динамика мобильных боевых действий нарушена. Современное противотанковое оружие типа "выстрелил и забыл", такое как американский Javelin, уничтожает танки и вертолеты дешево и эффективно. Зенитные ракеты Patriot уничтожают истребители и крылатые ракеты в небе. Украинские плавучие беспилотники превращают значительную часть Черного моря в зону, недоступную для российского флота.
Поставки оружия воюющим сторонам увеличивают количество смертей, но мало влияют на ход событий на фронте. Широко обсуждаемые крылатые ракеты Taurus позволили бы Украине наносить удары далеко за пределами границы по российской территории, однако не смогут парализовать ни российское командование, ни снабжение ВС РФ.
Конечно, продолжение военных действий остается возможным, как и 110 лет назад, когда Западный фронт не двигался с места почти четыре года, несмотря на миллионы погибших. Однако не падет ли Россия в конце концов? Будучи экономически и морально истощенной, как Германский рейх осенью 1918 года.
Кроме того, Западу не удалось привлечь на свою сторону крупные развивающиеся экономики, такие как страны БРИКС (без России). По разным причинам представители "незападного" лагеря на Украине не желают победы Запада, понимаемой как восстановление границ 1991 года, и соответственно, международного правового порядка того времени в Европе. Соперничество, старые счеты и обиды: этому есть много объяснений.
Украина и ее сторонники стоят перед выбором: они могут сделать ставку на (все более маловероятное) восстановление старого порядка и продолжать борьбу в течение многих лет. Или преодолеть старый миропорядок на пути к новому. Для сторонников старого порядка (силы закона) такие слова — сущая ересь. Все, что не связано с украинской победой, по их мнению, вознаградит агрессора, будет считаться преклонением колен перед законом сильнейшего.
С практической точки зрения это верно. Сторонники силы закона упускают из виду лишь то, что эта самая сила кроется не в самом законе. Закон лишь демонстрирует свою силу, только когда сильные люди успешно его защищают. В настоящее время утверждается, что в распоряжении современного человечества есть инструменты, которые разрушают противоречие между порядком и властью (законом и силой) в пользу объективированного разума: универсальные права, конвенции и хартии, многосторонние структуры и тому подобное.
Однако это всего лишь попытка выдать существующий порядок за вечный. На самом деле идея законных притязаний на власть или право остается такой же, какой она была в начале цивилизации 5000 лет назад. Легитимным является то, что видится подлинным, справедливым и правильным в соответствии с текущими представлениями. Поэтому не существует вечных порядков — только нынешние и прошлые.
Именно здесь вступают в игру прагматизм и реализм. Уже в конце 2023 года американское издание Politico, которое сложно заподозрить в симпатиях к России, сообщило, что администрация Байдена готовится не столько к победе Украины, сколько к тому, чтобы Киев занял как можно более сильную стартовую позицию в мирных переговорах. Такие переговоры, вероятно, будут означать уступку части Украины России.
С тех пор эта тема все больше набирает обороты. Страны БРИКС — ЮАР и Бразилия выдвинули свои кандидатуры для начала урегулирования конфликта. Китай также вовлечен в процесс. Уже даже говорят о новом китайско-американском соперничестве: кто первый принесет мир на Украину.
Какие существуют варианты решения проблемы с сохранением лица для обеих сторон? Бывший генеральный секретарь НАТО датчанин Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) продвигает один из них: замораживание военных действий и вступление оставшейся части Украины в НАТО. Сомнительно, что Россия пойдет на это — одним из возможных вариантов могли бы стать двусторонние долгосрочные гарантии.
Судьба восточной Украины в соответствии с международным правом предначертана звездами. И, вероятно, что-то случится еще очень нескоро. Запад не признает ее принадлежность к России. Запад также никогда не признавал Прибалтику частью Советского Союза. Россия, с другой стороны, не согласится ни на какое государственное управление со стороны ООН, однако, возможно, согласится на проведение референдума через несколько лет.
То же самое относится и к Крыму. Один из вариантов: Россия могла бы отдать замороженные Западом 300 миллиардов долларов своих резервов на восстановление Украины в качестве покупной цены за полуостров. Это была бы такая же дорогая сделка для Москвы, как и продажа Аляски американцам всего за 7,2 миллиона долларов в 1867 году. Однако в конце концов креативность всегда побеждает.
Вопрос в том, почему такое конструктивное воображение редко встречается в Германии. Вместо этого постоянно повторяются одни и те же штампованные формулы: "Россия не должна победить. Украина не должна проиграть". Должна. Обязательно должна. Как будто Германия имеет право голоса в этом вопросе. Неужели людей больше не интересует реальность? Почему нет открытых дебатов о том, что переломный момент может означать и прощание со старым порядком и поиск нового — когда закон теряет свою силу? Или кто-то действительно верит, что наши представления о порядке и ценностях будут существовать вечно?
Автор статьи: Томас Фасбендер (Thomas Fasbender)
Автор статьи: Томас Фасбендер (Thomas Fasbender)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: