США убедили всех, что их атомные авианосцы полностью безопасны, но сами в это не верят, пишет TNI. Никто на самом деле не знает, что будет, если в такой корабль попадет российская или китайская ракета. Подобный удар может обернуться настоящей катастрофой.
Питер Сучу (Peter Suciu)
Существует бесчисленное множество гипотетических сценариев относительно того, как может быть потоплен военный корабль ВМС США. И, без сомнения, это, вероятно, не дает спать по ночам некоторым американским должностным лицам. Помимо стратегической ценности военного корабля, существует его денежная стоимость и цена потенциальных человеческих жертв.
Все это серьезные проблемы, существующие независимо от размера корабля, но они значительно усугубляются в случаях с атомными авианосцами ВМС США. И не только из-за высокой стратегической ценности, большого экипажа и астрономических затрат на содержание. В случае успешного нападения на реактор ядерного авианосца может возникнуть потенциальная экологическая катастрофа. Китай разрабатывает так называемые ракеты-убийцы авианосцев, и Россия также создает противокорабельные ракеты.
Такому оружию может быть и сложно нанести точный удар по авианосцу, но мы не должны считать это невозможным.
Ядерная безопасность
ВМС США попытались убедить американскую общественность (а также японскую общественность, поскольку на Дальнем Востоке обычно базируется американский авианосец передового базирования), что безопасность наших авианосцев обеспечена полностью.
"Военные корабли США с атомными двигателями безопасно эксплуатировались более 50 лет, не сталкиваясь с какими-либо авариями на реакторах или радиоактивными выбросами, которые могли бы нанести ущерб здоровью человека или оказали неблагоприятное воздействие на морскую флору и фауну. Военно-морские реакторы показали выдающийся рекорд – более 134 миллионов миль безопасного движения на ядерной энергии, и более 5700 реакторо-лет безопасной эксплуатации", – говорится в сообщении посольства и консульств США в Японии.
Согласно заявлению ВМС США о ядерных установках, существует как минимум четыре барьера безопасности, которые удерживают радиоактивность внутри корабля даже в крайне маловероятном случае возникновения проблемы, связанной с реактором. Эти барьеры включают в себя само топливо, цельносварную первую систему реактора, включая корпус реактора, содержащий топливо, сам реакторный отсек и корпус корабля.
ВМС США описывают эти барьеры как очень прочные, устойчивые и особенно надежно спроектированные даже по сравнению с такими же защитными барьерами в гражданских реакторах из-за фундаментальных различий в предназначении.
"Ядерное топливо ВМФ США представляет собой твердый металл. Оно может выдерживать боевые ударные нагрузки, более чем в 50 раз превышающие силу земного притяжения, и без высвобождения продуктов деления, образующихся внутри топлива. Это более чем в 10 раз превышает допустимые ударные нагрузки при землетрясениях в проектировании коммерческих атомных электростанций в США. Благодаря высоконадежной конструкции топлива продукты деления внутри него никогда не попадают в теплоноситель первого контура. Это одно из выдающихся отличий от коммерческих реакторов, из которых обычно выделяется небольшое количество продуктов деления топлива в теплоноситель первого контура", — поясняется в информационном бюллетене ВМФ.
Мы не знаем того, чего не знаем
ВМС США рекламируют безопасность своих реакторов, но не принимают во внимание, что произойдет, если ракета-убийца авианосца успешно поразит авианосец.
Перефразируя покойного бывшего министра обороны Дональда Рамсфельда, когда речь заходит о том, что произойдет, если вражеская ракета успешно поразит авианосец, "мы не знаем того, чего не знаем". Другими словами, мы понятия не имеем, что произойдет при таком невероятном сценарии.
Это, скорее всего, повредит корабль, мгновенно убьет тысячи людей и создаст серьезные проблемы, включая организацию сложной спасательной операции.
Просто спасти выживших – тех, кто пережил первое нападение – может оказаться невозможным. Численность экипажей авианосцев настолько велика, что у кораблей сопровождения едва ли хватит места для размещения выживших и сохранения боеспособности. Как сообщал Forbes.com в прошлом году, восстановление сильно поврежденного авианосца в бою будет маловероятным, и это при условии, что активная зона реактора не будет повреждена.
"Добавьте сложности с выжившими, потенциально пораженными радиоактивностью от атомного реактора авианосца, и любая спасательная операция может быстро обернуться фиаско", — написал Крейг Хупер для Forbes.com.
Как отметила Майя Карлин, пишущая для The National Interest, самое близкое к пониманию того, с чем мы можем столкнуться, — это девять атомных подводных лодок, которые были уничтожены либо случайно, либо затоплены. Среди них была АПЛ "Трешер", затонувшая во время испытаний в апреле 1962 года.
"Эксперты ВМС США утверждают, что нет никаких признаков того, что обломки американской подлодки "Трешер" 50-летней давности, включая его ядерную двигательную установку, создали угрозу для окружающей среды", — написала Карлин. "Хотя уничтожение авианосца с ядерной силовой установкой, безусловно, будет выглядеть иначе, чем гибель подводной лодки или место утечки отработанного топлива, потенциальные экологические последствия вызывают не меньшее беспокойство", – добавила она.
Наконец, экологический ущерб может зависеть от того, где был потоплен атомный авианосец. В центре Тихого океана ущерб может быть гораздо меньшим, учитывая глубины океана. Следует помнить, что было время, когда ядерные испытания проводились на отдаленных островах Тихого океана. Однако в прибрежных водах Южно-Китайского моря проблема может быть гораздо более серьезной. Учитывая, что это те же воды, на которые претендует Пекин, этого может быть достаточно, чтобы он попытался вывести из строя американский авианосец, не вызвав цепную реакцию, приводящую к ядерной катастрофе недалеко от своих берегов.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: