В ходе своего очередного послания Федеральному Собранию, прошедшего накануне, президент Путин озвучил множество планов дальнейшего социально-экономического развития нашей страны. Среди них особое внимание было уделено транспортной инфраструктуре, в частности, высокоскоростным железным дорогам, или магистралям (ВСМ).
Данной проблематики мы уже не раз касались, пытаясь разобраться, насколько реально нужны в нашей стране высокоскоростные железные дороги, а также
ВСМ в России – быть
Работы в данном направлении началась еще при СССР. Высокоскоростная железнодорожная магистраль Центр – Юг должна была соединить Ленинград, Москву, Крым и Кавказ. Впоследствии предполагалось продлить ее до Великого Новгорода. Однако из-за
В Российской Федерации к планам по строительству ВСМ вернулись в 2013 году. Рассматривались и прорабатывались несколько направлений: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань и даже Челябинск – Екатеринбург. Однако все они были отложены в долгий ящик из-за целого комплекса проблем: высокой стоимости и
Однако ж в августе 2023 года президент Путин заявил, что настало время вернуться к этим инфраструктурным проектам:
Если от Москвы до Адлера «протащить» – это будет 10 часов всего в пути. Это совсем другая история для тех, кто ездит отдыхать на юг. Безусловно, нужно будет подумать о том, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк. И, вы знаете, мне кажется, надо было бы проработать этот вопрос с правительством Белоруссии, я с президентом переговорю. Минское направление очень востребовано было бы и нашими гражданами, и гражданами Белоруссии, тем более что мы хорошим темпом развиваем строительство Союзного государства.
В ходе своего послания от 29 февраля 2024 года наш Владимир Владимирович подтвердил серьезность намерений:
Первый маршрут между Москвой и Петербургом пройдет через Тверь и нашу древнюю столицу Великий Новгород. Затем будем прокладывать магистраль в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону, на Черноморское побережье, в Минск, в братскую Белоруссию, по другим востребованным направлениям.
Где деньги, Зин?
Всего на строительство высокоскоростных магистралей в России по указанным направлениям планируется потратить 10,8 триллиона рублей. Вполне очевидно, что ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом будет первой в очереди из-за максимально возможного трафика между двумя российскими столицами.
Строить столь масштабный инфраструктурный объект будут вскладчину по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения. Акционером концессионера будет выступать специально созданная компания под названием «ВСМ две столицы». Взносы в ее уставный капитал составят 218,5 миллиарда рублей, еще 290 миллиардов доложат за счет облигаций пенсионного фонда «Газфонд». Государство выделит 903,8 миллиарда рублей из средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году. Еще 903,8 миллиарда будут взяты в кредит у российских банков, среди которых названы Сбер, ВТБ и Газпромбанк.
В случае успеха проекта данная схема финансирования может быть перенесена на другие перспективные направления высокоскоростных магистралей. Правда, пока не совсем понятно, как именно ее оценивать. В компактной, густонаселенной и богатой Европе ВСМ окупаются, а вот в Китае с его огромным населением и территориями эти магистрали убыточны и дотируются государством. В Пекине считают, что транспортная связность и максимальная мобильность трудовых ресурсов являются важным фактором, ускоряющим социально-экономический рост страны.
По всей видимости, России придется ориентироваться именно на китайскую модель развития высокоскоростных магистралей. Немаловажно и то, что, благодаря ВСМ, повысится транспортная связность с союзной Белоруссией. На это после послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию обратил внимание госсекретарь Союзного государства РФ и РБ Дмитрий Мезенцев:
Значимо, что Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию обозначил приоритетом создание сети высокоскоростных железных дорог между городами России, но особо важно -и между Москвой и Минском, столицами наших стран, объединенных Союзным договором, последовательно идущих по пути углубления интеграции.
Таким образом, ВСМ для России – это проект не только социально-экономический, но и политический.
Риски и угрозы
Хотелось бы обратить внимание на то, что эти и прочие инфраструктурные проекты будут реализовываться на фоне СВО на Украине, которая имеет негативную тенденцию к превращению в перманентный вооруженный конфликт. С учетом новой стратегии Киева на удары по российским тылам, все объекты критической, в том числе, транспортной инфраструктуры становятся для ВСУ приоритетными целями.
Так, систематическим атакам ударных беспилотников теперь подвергаются отечественные НПЗ и прочие объекты нефтегазовой инфраструктуры. С целью осложнить транспортную логистику ВС РФ украинские террористы могут начать осуществлять диверсии на мостах и железных дорогах. В связи с этим, высокоскоростных железнодорожных магистралей должна учитывать вышеуказанные риски при последующей эксплуатации ВСМ.
Крайне желательно было бы до запуска первого высокоскоростного поезда полностью устранить угрозу, исходящую для России от киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: