Возня демократов и республиканцев по поводу финансирования Украины, кризис в руководстве киевского режима, усталость западных обывателей от «украинства» во всех его проявлениях, артиллерийский голод ВСУ, притаившиеся «Абрамсы», задержки поставок Ф-16 — всё это вызывает грустные опасения у активистов «Путин уже проиграл».
Но действительно неожиданный удар пришёлся по истинным бандеровским тылам и со стороны сил, которые никто как российский резерв не воспринимал. Европейские фермеры уже более месяца предательски подрывают усилия всего цивилизованного человечества по приближению победы над зловещей путинской Россией.
В ходе протестов было сформировано несколько «бронетракторных дивизий», осуществляющих рейды по тылам Европы, дезорганизуя и деморализуя население, местные и центральные власти двенадцати государств. Протестующие используют эффективные манёвры, распространяя своё движение волнообразно с запада на восток и назад. В качестве основного калибра используются сено, навоз и гнилятина, а базовым тактическим приёмом стала массовая демонстрация тракторной техники с парализацией движения в крупных городах, доходящей в отдельных случаях до попыток блокады. Население относится к партизанским действиям фермеров если не с сочувствием, то с пониманием, а полиция их побаивается.
Так, по крайней мере, это выглядит на первый взгляд в контексте конфронтации Запада и РФ.
СМИ описывают причины недовольства протестующих следующим образом: цены на дизель, электроэнергию, удобрения, жесткое регулирование индустрии, климатическая политика ЕС и, конечно, дешёвое продовольствие из Украины.
Первыми выступили немецкие гроссбауэры ещё в декабре 2023 г., после того как власти решили сократить субсидии на дизель и покупку техники. Постепенно протесты охватили многие страны, требования везде имели местный оттенок, но наиболее крупные и значительные выступления так или иначе были связаны с острым недовольством принятым Еврокомиссией решением о продлении на год того самого облегчённого режима внешней торговли с Украиной с отменой пошлин и квот. Некоторую лепту, конечно, внесло и объявление о выделении Украине 50 млрд евро.
Масштабно полыхает, как обычно, Франция. Причём именно французские фермеры самым похабным образом заваливали города навозом, фактически парализовали в начале февраля Париж и грозили ему продовольственной блокадой. Ими, судя по сообщениям СМИ, руководят профсоюзы.
Суровым образом проявляют себя бельгийские фермеры, тоже руководимые профсоюзами: угрожали взять Брюссель в осаду, заблокировали порт Антверпена, используя почти полсотни тракторов. Булыжник — оружие пролетариата, трактор — оружие сельского буржуа.
Испанские фермеры 13 февраля перекрыли дорожное сообщение с Францией, а в южном городке Сьюдад-Реаль зачем-то вылили 25 тысяч литров почему-то французского вина в знак протеста.
Гремит и Польша, в которой фермеры перекрыли буквально все крупные автомагистрали, требуя запретить ввоз сельхозпродукции из Украины. Блокировке подвергаются даже фуры с военной техникой, предназначенные для ВСУ. Вторят поляком румыны, перекрывшие одну из дорог на границе с Молдавией.
Три четверти сельскохозяйственного производства ЕС обеспечивают Франция (~18 проц.), Германия (~15 проц.), Италия (~13 проц.), Испания (~13 проц.), Польша (~7 проц.), Нидерланды (~7 проц.) и Румыния (~4 проц.). Поэтому — внезапно — главные аграрные страны в ЕС — Франция и Германия. Отсюда в них больше всего недовольных фермеров. При этом более половины доходов фермеров в ЕС составляют государственные субсидии, наблюдается постоянное снижение производства зерна, мяса, молока, сокращение поголовья и угодий, а две трети крестьян — старше 55 лет. Есть даже такое мнение, что руководство ЕС ради сокращения субсидий в сельское хозяйство фактически проводит политику сокращения производства, т. е. намеренно банкротит фермеров. Вернее, урезает расходы, упрочняет экономику и повышает экологичность.
Некоторые европейские СМИ бьют тревогу, что бюрократы душат бедных фермеров экологическими требованиями, банки — кредитами, а «продовольственные бароны» (торговые сети) — ценами. Да так, что их называют батраками на собственной земле, дело всей жизни которых перешло в руки финансистов и инвесторов.
С одной стороны, перед нами как будто картина невиданных по своим масштабам протестов фермеров, с другой стороны, протестно-погромная активность в Европе — это давняя славная традиция и часть социально-политической культуры. До этого были невиданные протесты жёлтых жилетов, невиданные антиковидные манифестации, шествия и погромы Брюсселя и так далее.
Не будет преувеличением сказать, что до определённого момента в нашей прессе предпочитали докладывать одной строчкой и мелким шрифтом факты, из которых следовало, что сытые, благопристойные и благовоспитанные европейцы каждый год громят свои города. Про мигрантские беспорядки информация ещё шла, но с погромной культурой европейцев широкий читатель познакомился не так давно, только после истории жёлтых жилетов, когда отношения РФ и ЕС уже накалились.
На самом деле массовый протестный погром — это неотъемлемая часть политической жизни европейских народов. Практически во всех европейских странах имеются мощные профсоюзы, организованное рабочее движение и крайне развита традиция площадного протеста. Люди постоянно по любому поводу недовольны и политически наэлектризованы. Чтобы всё это никогда не выливалось во что-то действительно опасное для власть имущих, мейнстримная пресса, политики, лидеры мнения на зарплате и другие акторы общественного влияния давно научились... радикализировать недовольство и культивировать бессмысленное насилие. Присмотритесь, как на Западе романтизируют «лутинг», драки с «космонавтами», поджигание авто, бой витрин и потрошение банкоматов даже в европейских или американских городах. Какие публикуют красивые фотографии и видеосюжеты «без комментариев». Десятки, если не сотни, фильмов и сериалов скрыто или явно воспевают «борьбу за свои права» именно в форме погрома или бунта. Не последнюю роль в становлении и укреплении европейской погромной гаповщины сыграли красочные кадры и фотографии с мест удавшихся и нет цветных революций, прежде всего, конечно, с киевского майдана.
Эмоционально заряженные европейские погромщики и буяны пытаются привычным образом хоть как-то компенсировать несправедливость системы общественного устройства. А эта система уже готова к их погромной активности, полицейские оснащены богатым арсеналом спецсредств для уличных схваток, натасканы, озлоблены и замотивированы.
Массовое выступление фермеров — из той же оперы. Каким нужно обладать искажённым восприятием действительности, чтобы избрать в качестве формы протеста заваливание своих городов навозом или слив вина на проезжую часть? Даже блокировка автомагистралей — довольно сомнительный рычаг давления на власть. Всё-таки, если бы вопрос встал действительно остро, европейские правительства применили бы силу и деблокировали пути сообщения. А поскольку этого не происходит и при этом никакого политического кризиса власти в этих странах не наблюдается (который мог бы свидетельствовать о неспособности власти применять силу в принципе), значит, перекрытие дорог — мало на что влияющая мелочь в масштабе политического процесса.
И самое главное, что фермеры, как и до этого антиковидники, дальнобои, «жилеты» и так далее, не имеют конструктивной программы действий, ясных целей и перспектив. Они ярко и громко (и вонюче в данном случае) выступают, чтобы лишь «достучаться» до руководства ЕС и своих правительств, чтобы получить очередную подачку или добиться уступки по локальному вопросу. То есть это такой мелкотравчатый процесс обратной связи.
Один польский тракторист в колонне своих сотоварищей, перекрывших очередную магистраль, повесил на свою машину флаг СССР и написал: «Путин разберётся сначала с Украиной, потом с Брюсселем, а затем и с нашим правительством». Все чуть не упали в обморок. А суть-то как раз состоит в том, что европейским протестунам ничего принципиального не добиться без выдвижения масштабных политических требований, без выкристаллизации из своей массы ярких, преданных делу лидеров, без совершения конкретных шагов по смещению своих правительств…
Как это ни странно, реальной причиной фермерских протестов стала империалистическая политика ЕС, направленная в том числе на некоторое улучшение жизни рядовых граждан. Дело в том, что одной из выгод ЕС от раздувания украинского конфликта является доступ к дешёвой сельхозпродукции. На это была направлена и зерновая сделка. То есть, поставляя вооружения ВСУ, поддерживая киевский режим, максимально затягивая конфликт, руководство ЕС в том числе наполняло экономику дешёвым зерном, хлебом, мясом, яйцами и т. д. Казалось бы, что в этом может быть для европейцев плохого? Цены же на продовольствие должны пойти вниз, конкуренция в секторе возрасти и таким образом повыситься качество производства. Но реальная экономика не работает по либеральным учебникам. Закупочные цены обвалились, местные производители начали банкротиться из-за кризиса перепроизводства, а цены в супермаркетах, оказывается, как пешки, назад не ходят. Сверхприбыли остались в руках торговых сетей и банков. Правительства и руководство ЕС в очередной раз оказались в дураках, впрочем, они, скорее всего, менеджеры, которых поставили те люди, которые просчитали все прибыли.
Так что зерновая сделка стала не последним фактором в возникновении сегодняшних событий в Европе. Особого смысла надеяться на то, что фермерские протесты действительно вызовут серьёзный политический кризис, нет. Но тем не менее любое брожение в тылах противника лишним не будет.
Анатолий Широкобородов,
Читайте нас: