Лента новостей

03:59
Три мифа о генерале Врангеле. Как слагаются легенды
02:46
Роберт Фицо: тот, на ком свет клином сошёлся?
02:34
Польша опасается нелегального оружия с Украины
00:40
Обзор ASUS Zenbook 14 OLED (UX3405): ноутбук «всего» с одним дисплеем — зато каким!
00:39
Китай испытал рельсотрон для запуска снарядов в стратосферу, но что-то пошло не так
00:33
Украинские страсти по Белоусову
22:20
Портативные электростанции Duracell, которые выглядят как гигантские щелочные батареи
21:47
Юрай Цинтула, стрелявший в Роберта Фицо, будет находиться под стражей
21:41
Гастроли Елены Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
21:29
Гастроли Елена Зеленской в Белграде: нелепый пиар Киева и сербская многовекторность
20:38
«Комчас с 23:00, а в 19:00 уже ни одного автобуса». Администрации Донецка мешает комендантский час для налаживания нормальной работы общественного транспорта
20:37
Президент Грузии заветировала законопроект об иноагентах
20:29
США поссорились с WADA из-за китайского допинга
20:26
Молодежи Донбасса презентовали четвертый сезон «ТопБЛОГ»
19:28
ВСУ ведут обстрелы ЛНР, ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 мая
18:47
На Украине завели дело на мужчину, ранившего ножом военкома
18:13
Президент Грузии Зурабишвили наложила вето на законопроект об иноагентах
17:46
Европейский центробанк призвал банки из Евросоюза покинуть Россию
17:45
На Украине дальнобойщики заблокировали трассу Киев–Одесса, протестуя против закона Байдена-Зеленского о мобилизации
17:44
Глава ДНР заявил о выделении 150 участков под коммерческое строительство. Местные жители, ставшие бомжами, возмущены решениями властей
17:43
Вассерман призвал ликвидировать режим Зеленского, как террористическую организацию
17:04
Россия и Китай укрепляют дружбу, преодолевая проблемы, созданные Западом
17:01
Над Рейхстагом 9 мая пролетел беспилотник с российским флагом
16:27
Во Франции призвали отменить антироссийские санкции
16:00
В Киргизии сообщили о 29 пострадавших в результате ночных событий в центре Бишкека
15:59
«Планируете да планируете. На ДМЗ без слёз смотреть нельзя». Пушилин рассказал о массовом запуске предприятий в ДНР
15:51
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии Фицо признал вину
15:50
На Украине заочно предъявили обвинение главам ФСБ и Росгвардии
15:23
Протоиерей Ткачёв считает, что белгородцы недостаточно молятся – надо с утра до вечера, тогда обстрелов не будет
15:22
Зеленский пожаловался на нехватку 75% средств ПВО
15:16
Между Китаем и США: Ангола вновь меняет вектор
15:13
Украинские дальнобойщики устроили протест против насильственной мобилизации
14:46
ВСУ обстреляли Херсонскую область. Есть пострадавшие
14:12
Киевский режим ожидает прорывов российской армии на разных участках фронта
14:03
Правительство утвердило план празднования 80-летия Великой Победы
13:37
WSJ: Украина попросила США указать цели в России для поражения
13:36
Депутат Бурляев призвал преподавать детям в школах уроки целомудрия
13:35
Жителям Украины запретили перемещать и продавать свои автомобили, которые будут стоять на учёте в военкомате
13:29
Страсти на бывшей Украине: «Иудейская война»
13:27
Сравнение российских вооруженных сил и армий НАТО в апокалиптическом сценарии третьей мировой войны
12:43
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 18 мая, день
12:25
Зеленский: Запад боится, что Россия проиграет войну
12:19
Прибалтийский генералитет витает в параллельной реальности
12:17
Арктические терминалы и ледоколы, нагруженные газом. Европа планирует небывалый удар по России
12:15
Зеленский отклонил предложение Макрона об олимпийском перемирии
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Славных прадедов великих…

Славных прадедов великих…


Славных прадедов великих…

Литва, третья из республик Прибалтики, имеет резко отличное от Эстонии и Латвии прошлое. И единое с ними настоящее. Такой вот исторический парадокс.

Если Латвия с Эстонией были завоёваны немцами, то с Литвой этот фокус у «колбасников» не прокатил. Литва отбилась. Причём не просто отбилась, но построила великое государство, ставшее на некоторое время гегемоном местного масштаба. Великое княжество Литовское. Но парадокс истории в том, что ВКЛ Литвой-то, собственно говоря, и не было! Это было русское государство, в котором носителями культуры и законов были предки современных белорусов. Поэтому углубляться в его историю, рассуждая о собственно Литве, смысла нет.

Говоря об этнических литовцах, нет смысла разбираться в перипетиях князей, уний, войн и восстаний. Это всё городские явления, а в городах ВКЛ говорили по-русски или по-польски. По-литовски говорила деревня. Единственное место, где развивался литовский литературный язык, была прусская Малая Литва — часть современной Калининградской области России. Ну и немного Польши. В составе Литвы от этого региона осталась только Клайпеда. Дело здесь было в Реформации: прусские короли, будучи твёрдыми протестантами, придерживались принципа перевода Священного писания на местные языки, в том числе и литовский. Вот здесь он и стал литературным: пастор Кристионас Донелайтис написал на нём поэму «Времена года» в современной деревне Чистые Пруды недалеко от Нестерова Калининградской области. Впрочем, на сегодняшний день литовской Малая Литва является только во влажных мечтах литовских националистов.

В сохранении изучении и развитии литовского языка, как вы, наверное, догадываетесь, не обошлось без усилий Российской империи. После отмены в 1861 году крепостного права появилась литовская интеллигенция. Имеется в виду та, что от слова «телега» (в ВКЛ настоящая интеллигенция была, но она не была литовской) — получившие образование выходцы из крестьян. В основном это были сельские ксендзы, которые говорили со своими прихожанами на одном языке. Но, в отличие от прихожан, умели писать.

Правда, без проблем не обошлось. После восстания 1863 года власти империи запретили писать по-литовски латиницей. Но под боком у российской Литвы была Пруссия, где печать книг на латинице не запрещали, и книгоноши успешно таскали литовскую литературу из-за границы. А литература требовалась!

Дворянство ВКЛ было сильно полонизировано. Крестьянство в Восточной Литве — славянизировано. Остальное крестьянство не имело единого языка. Когда я пишу о литовском языке во второй половине XIX века, это упрощение. Существовали жемайтский и аушкайтский диалекты. Литовский язык ещё предстояло создать.

Чем и занялся Йонас Яблонскис. Родился будущий языковед в деревне Кубилеляй, на границе с Пруссией. После окончания гимназии в Мариямполе поступил на историко-филологический факультет Московского университета, на отделение классической филологии, где русские академики Филипп Фортунатов и Фёдор Корш пробудили в нём интерес к литовскому языку. Как можно пробудить интерес к родному языку? Запросто! В Литве он на тот момент не был престижным, интеллигенция предпочитала русский или польский. А в Москве Йонасу объяснили, что литовский язык — древний, как фекалии мамонта, и даже малость напоминает санскрит (и латынь!). Вот и заинтересовался парень родным языком...

В общем, именно Яблонскис создал на базе аушкайтского диалекта современный литовский язык. Тем более что старшие товарищи по Мариямпольской гимназии Йонас Басанавичюс (по паспорту Иван Юрьевич Басанович) и Винцас Кудирка уже попали под влияние докатившегося до литовских чащоб романтического национализма и начали рассуждать о литовской нации и её великой истории. Тут весьма «к месту» пришлись ограничения, наложенные на латиницу российскими властями: литовский сразу стал популярен по принципу запретного плода, который, как известно, слаще обычного.

Стали выходить литовские газеты «Аушра» и «Варпас». Дальше — больше: в США и Германии стали печататься стихи и проза на литовском языке, завозившиеся в Россию контрабандой. Глядя на происходящее, власти империи решили, что продолжать запрет на использования латиницы лишь делать прибыль контрабандистам, и в 1904 году запрет был снят.

В 1905 году прошёл Великий Вильнюсский сейм, о котором литовские историки говорят с придыханием. Сейм прошёл на волне Первой русской революции. Участники вынесли резолюцию, требовавшую предоставить Литве автономию. И отправили её премьер-министру Сергею Витте. Данный меморандум даже зарегистрировали в канцелярии Совета Министров. И забыли о нём. Разве что сделали некоторые послабления в области образования на литовском языке.

А дальше... В Литве возникла та же коллизия, что и с Латвией и Эстонией. Местный национализм имел все шансы остаться в рамках местной этнографии и занимательной филологии. Но началась Первая мировая война. Летом 1915 года Литва оказалась оккупированной Германией. А уже в 1917 году под чутким руководством немецкой оккупационной администрации появляется Литовская тариба — совет литовского народа. Которая, само собой, провозглашает восстановление независимого литовского государства. Случилось это в польской Вильне (как я уже писал, города в Литве были польско- либо русскоязычные) 16 февраля 1918 года. В декларации была продекларирована полная независимость от русских и немцев, но уже в тот же день появляется заявление о возможности создания Литовского королевства с кем-либо из немецких принцев во главе.

11 июля провозглашается создание Литовского королевства. Какое королевство без короля? Свеженькую корону на свою голову примеряет Вильгельм фон Урах — представитель Вюртембергской династии и наследник престола княжества Монако. Но... наступает 2 ноября 1918 года и Германии становится резко не до возведений своих принцев на свежесоструганные троны.

Тем более что 12 декабря 1918 года в Литву вступает РККА в лице Псковской стрелковой дивизии, Интернациональной дивизии и 17-й дивизии — всего 18–20 тысяч человек. Красноармейцы немцев и монархию не любили одинаково сильно. Созданное ими Временное рабоче-крестьянское правительство Литвы распускает Литовскую тарибу и декларирует переход всей власти Советам. Но не каким-то буржуазным Советам (тариба тоже совет!), а самым настоящим Советам депутатов трудящихся Литовской Советской республики. В начале 1919 года Советы, не обладавшие реальной властью, заменяют Ревкомы. 5 января 1919 года РККА берёт Вильно, и туда из Даугавпилса переезжает Литовское советское правительство Винцаса Мицкявичюса-Капсукаса. Вскоре под красными — 2/3 территории Литвы. Взяли бы и больше, но 18 января подписали с немцами соглашение, устанавливающее демаркационную линию. Так что литовское правительство осталось в Ковно, ставшем временной столицей изрядно усохшей Литвы.

Соблюдать соглашение слишком долго командование РККА не собиралось. Уже 7 февраля Псковская стрелковая дивизия попыталась взять Кейданы. Литовцы смогли продержаться до прихода немецких войск и отбросить красных на исходные позиции и даже дальше — 10 февраля литовско-немецкие части взяли Шаты. Но красным командирам упорства было не занимать, и 9 февраля они попытались обойти Кейданы с юга: 7-й стрелковый полк захватил Езно, а затем — Олиту. Но вновь вмешательство немцев позволило отбить натиск РККА. Красная армия заняла оборонительные позиции, перегруппировываясь и готовясь возобновить наступление.

Но в Гражданской войне нет ничего стабильнее нестабильности: уже в феврале того же года в наступление переходит армия Н. Юденича (наступление координируется с Колчаком и Деникиным) и поляки (эти ни с кем не координируются — у них свои интересы). Литовскую советскую республику объединяют с Белорусской советской республикой, получая на выходе Республику Литбел, или Литовско-Белорусскую советскую республику. Республика существует с февраля по август, после чего у неё заканчиваются территории. При этом литовские территории заканчиваются на месяц раньше белорусских — в июле 1919 года.

Для литовских властей всё это шевеление на их территории проходило под рубрикой «белый шум» — поделать с передвижением по Литве вражеских армий они ничего не могли. Своей армии у Литвы не было. Нет, акт о её создании был принят ещё 23 ноября 1918 года. И командующий назначен — Сильвестрас Жукаускас (он же Сильвестр Константинович Жуковский — русский генерал родом из Ковно). И пара сотен добровольцев имелось. Но ни денег, ни вооружения, ни боеприпасов... В общем, 20 декабря Антанас Сметона, будущий первый литовский президент, отправляется в Германию с протянутой рукой — за деньгами и помощью. Получает и то, и другое — 100 миллионов марок в карман, литовскую армию создают, вооружают и обучают немецкие офицеры. Проблема была в том, что литовцы в неё записываться не спешили. Не велись даже на обещания земельных участков всем добровольцам. Поэтому литовское правительство решило поступить так же, как латышские коллеги: начать набор в литовскую армию в Германии. Там желающих получать 5 марок в день и 30 марок ежемесячной премии хватало. Вскоре 46 Саксонская дивизия рейхсвера стала Южнолитовской саксонской добровольческой бригадой...

12 июля 1920 года подписывается мирный договор с РСФСР. Но на территории Литвы остаётся Западная добровольческая армия Павла Бермонт-Авалова. Когда бермонтовцев попросили на выход из Латвии, они перешли границу с Литвой и захватили город Куршенай. Поскольку свежеиспечённая Литовская армия вместе с немцами воевала с РККА, воспрепятствовать белым никто не мог. Белые постепенно взяли практически всю Жемайтию, включая города Шауляй, Биржай и Радвилишкис. Выбив с территории Литвы красных, литовцы принялись за белых. Им удалось одержать пару побед, но война с бермонтовцами шла с куда большим скрипом, чем с РККА. Помогли союзники: Антанте не нравилось, что пол-Литвы захватил ориентирующийся на Германию Бермонт-Авалов, и французский генерал Анри Ниссель приказал Западной добровольческой армии покинуть занятую территорию.

Но на этом боевые действия не закончились. Уж больно своеобразные у литовцев были союзники — поляки. Которые прекрасно помнили, что Вильно — польский город. В общем, пользуясь тем, что Пилсудский решил прикарманить Киев, литовская армия выбила поляков из ряда городов. Но, отбившись от Будённого, пан маршал решил разобраться с непонятками на исторической родине. И вернул Речи Посполитой всё занятое литовцами. А потом и свой родной Вильно вместе с Виленским краем. 8 октября 1920 года с молчаливого согласия начальника государства 1-я литовско-белорусская дивизия Люциана Желиговского подняла мятеж. И, формально не подчиняясь правительству Речи Посполитой, захватила Вильно вместе с окрестностями. На захваченной территории было образовано «независимое государство» Серединная Литва со столицей в Вильно. Просуществовала Серединная Литва до марта 1922 года, после чего благополучно вошла в состав Речи Посполитой. Вместе со столицей.

В общем, история независимой (если можно так выразиться) межвоенной Литвы не идёт ни в какое сравнение с Великим княжество Литовским. Литва без доставшихся в наследство земель Полоцкого княжества (то есть современной Белоруссии) не только не стала региональной сверхдержавой, но и умудрилась потерять собственную столицу. И это всё о том, славянский или литовский элемент был движущей силой в ВКЛ. И шевченково: «славных прадедов великих правнуки поганы» — оно не только о потомках древних укров. Литовцам эти строки тоже впору!

Фёдор Ступин,



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх