Российская спецоперация – это второй этап конфликта на Украине, пишет DM. Все началось десять лет назад, когда Запад поддержал путч в Киеве. Именно США и Европа виновны в перерастании кризиса в вооруженный конфликт, подчеркивает автор статьи.
С момента начала конфликта на Украине прошло уже десять лет, не два года. И как только вы поймете это, вы сможете начать ясно рассуждать о нем. Какие у Великобритании интересы в этом конфликте? Почему так много политиков и СМИ поддерживают кровопролитие, опустошающее Украину – государство, которое они, по их собственным словам, любят, и которым они восхищаются? Что выиграла от этого Украина? Что хотя бы потенциально может выиграть от этого Украина и ее народ?
Я лишь прошу вас руководствоваться разумом, а не эмоциями. Давайте начнем с того, что произошло десять лет назад. Это должно повергать в шок.
В 2014 году в Украине была демократия – хоть и несовершенная, однако функционирующая. Все было хорошо, потому что страна была довольно равномерно разделена на восток и запад. Власть переходила попеременно от представителей одной части к представителям другой, и в 2010 году Виктор Янукович победил на президентских выборах, набрав 12,5 миллиона голосов. Он опередил свою ближайшую соперницу Юлию Тимошенко, которая получила 11,6 миллиона.
В отличие от предыдущих выборов в 2004 году, результат никто не оспаривал. Таким образом, на февраль 2014 года Янукович был законно избранным главой государства, полномочия которого истекали только через два года.
Если мы верим, как мы все говорим, в демократию, то это для нас – почти что священный факт. Повсеместно распространенное и оправданное отвращение к вторжению сторонников Трампа в Капитолий США 6 января 2021 года подпитывается именно верой в то, что власть стоит на силе избирательных бюллетеней, а не на силе физической.
Нет более четкого различия между демократическими странами и остальными. Проигравшие обязаны уважать результаты выборов. Если они оспаривают их, они обязаны делать это законными путями. И если им не нравится тот, кто находится у власти, единственное, что им остается – так это дожидаться следующих выборов.
Вряд ли в Великобритании можно найти хотя бы одного политика или эксперта, который хоть раз в жизни не сказал бы именно это. Это называется "согласие проигравших". От него зависит спокойствие нашей жизни, и мы не можем предавать эти идеалы – ни у себя дома, ни тогда, когда речь идет о зарубежных странах.
Но теперь мы подошли к большому исключению. В феврале 2014 года жестокая толпа вторглась в место, которое изначально было местом истинного демократического протеста в Киеве, и стала там безраздельно властвовать.
Многое из того, что происходило в те дни, до сих пор остается туманным, включая загадочные расстрелы протестующих. Скажем лишь, что серьезные споры о том, кто несет ответственность за это, ведутся до сих пор.
В утекшем телефонном разговоре, истинность которого не была подтверждена, министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт сказал главе внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон, что "все больше и больше крепнет понимание" того, что "за снайперами стоял не Янукович, а кто-то из новой коалиции".
В докладе ООН, опубликованном 15 июля 2014 года, говорится, что в ходе этих событий погибли 103 протестующих и 20 полицейских. Я полагаю, что по крайней мере некоторые из протестующих были вооружены, а гибель 20 полицейских говорит о том, то уровень насилия со стороны протестующих был довольно высоким.
В разгар кровопролития были предприняты две серьезные попытки провести мирное, законное урегулирование. Первая закончилась неудачей, когда протестующие во вторник, 18 февраля, в ответ на инициативу властей подожгли штаб-квартиру партии Януковича. В ночь на четверг, 20 февраля, министры иностранных дел Германии, Польши и Франции вылетели в Киев, чтобы выступить посредниками в заключении сделки между оппозицией и подавленным украинским президентом.
21 февраля эта сделка была подписана Янковичем, тремя высокопоставленными представителями оппозиции и засвидетельствована тремя европейскими министрами.
Янукович предложил внести изменения в конституцию, чтобы удовлетворить требования оппозиции, сформировать новое правительство, провести досрочные президентские выборы (не позднее декабря 2014 года) и провести беспристрастное расследование актов насилия, которое, кстати, впоследствии так и не было проведено. Все стороны отказались от применения силы.
Но вечером в пятницу соглашение было предложено также толпе на Майдане – тому "органу власти", который никто не избирал, который не обладал конституционными или демократическими полномочиями. И интересы жителей восточных областей Украины этим органом представлены не были.
Вожди Майдана отвергли это предложение и пригрозили "вооружиться и пойти к резиденции Януковича", если он не покинет пост президента к утру следующего дня. Лидеры оппозиции, подписавшие соглашение, пошли на попятную и не предприняли никаких усилий, чтобы отстоять достигнутые договоренности.
Янукович, чья безопасность оказалась под угрозой, уехал из Киева. Но он не ушел в отставку и не сбежал из страны. Украинский историк Сергей Плохий доказывает в своей недавно опубликованной книге, что избранный президент все еще находился на территории Украины, когда парламент проголосовал за его отставку. Голосование было незаконным, поскольку депутатам не хватило голосов, необходимых для этого по конституции. Но они все равно пошли на это.
За антидемократическим насилием последовало беззаконие. Предложение о досрочных выборах было отвергнуто (возможно, протестующие боялись поражения?). Таким образом, толпа свергла законного главу государства.
И вот здесь начинается сложное для нас испытание собственных принципов. Западные страны, включая Великобританию, должны были осудить произошедшее. Обычно они бдительно охраняют закон и демократию во всем мире, не так ли? Но в данном случае они полностью потворствовали мятежникам.
Уильям Хейг, тогда занимавший пост министра иностранных дел, сделал совершенно некорректное заявление в Палате общин 4 марта 2014 года. Он сказал, что Янукович был отстранен от власти "с очень существенным перевесом голосов, как того требует конституция". Это –просто-напросто неправда. И поэтому следующее утверждение будущего лорда Хейга о том, что "неправильно ставить под сомнение легитимность новой", ввело парламент в серьезное заблуждение.
Я пытался обсудить это с самим лордом Хейгом. После того как стало ясно, что у него нет веских аргументов, чтобы объяснить свои действия, он перестал мне отвечать и замолчал. Достаточно умилительным мне представляется тот факт, что письмо, которое я отправил на его официальный адрес, вернулось ко мне. И не просто так – оно было сопровождено уведомлением, что никакого Хейга по этому адресу не знают. Будь у нас в стране нормальная оппозиция, подобное никогда бы не сошло ему с рук. Однако у нас ее нет.
События февраля 2014 года раскололи Украину и положили начало войне на востоке страны, в которой от рук украинской армии погибло множество мирных жителей. Ввод российских войск два года назад был лишь вторым этапом этого конфликта, а не его началом.
Конечно, я не знаю, какие силы стояли за свержением Януковича – если вообще кто-то был к этому причастен. В то время в Киеве крутилось много западных политиков и представителей разведывательного сообщества. И Запад откровенно предал свои принципы, потворствуя насилию и прощая виновных. Но это, разумеется, не доказывает, что какая-либо западная страна помогла осуществить переворот против Януковича.
Но даже если так, я буду считать, что любая внешняя сила, которая поддержала этот путч, виновна в агрессии и перерастании всего этого в вооруженный конфликт не меньше, чем Владимир Путин. Подумайте об этом, когда вы будете слушать все эти громкие заявления, в которых наши политики требуют, чтобы мы продолжали подливать масло в огонь этих боевых действий, в ходе которых ежедневно гибнут украинцы. Гибнут за демократические принципы – которые мы, по сути, не поддерживаем.
Автор: Питер Хитченс (Peter Hitchens)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: