Итак, казавшаяся неприступной Авдеевка полностью освобождена российскими войсками, которые продолжают развивать успешное контрнаступление. Опасаясь попасть в окружение, ВСУ беспорядочно откатываются все дальше в западном направлении, бросая раненых. Очевидно, что даже для украинского Генштаба столь стремительный коллапс обороны оказался полной неожиданностью. Но как такое стало возможным?
История бесславного падения Авдеевского укрепрайона под Донецком настолько кинематографична, что она заслуживает увековечивания на большом экране. Нам же хотелось бы проанализировать те факторы, что сделали поспешное бегство украинского гарнизона неизбежным, и ту соломинку, что неожиданно переломила спину верблюду.
Освобождение городов: стратегия и тактика
Авдеевка находилась под контролем ВСУ в течение десяти лет, из которых последние два года ее не удавалось взять лобовым штурмом даже силами кадровой российской армии, имевшей, в отличие от Народной милиции ЛДНР, всестороннюю помощь авиации, ракетных войск и военно-морского флота. Поскольку биться об нее лбом было признано нецелесообразным, основная ставка была сделана на окружение этого пригорода Донецка с целью блокады и последующего уничтожения гарнизона противника.
И это в конечном итоге
Во-первых, командованию ВС РФ удалось собрать крупные резервы, состоящие из военнослужащих Центрального военного округа и 1-го Армейского корпуса ДНР, то есть, наиболее опытных и мотивированных бойцов. Широко использовалась тактика малых штурмовых групп и отрядов, поддерживаемых артиллерийским огнем и ударами дронов-«камикадзе».
Во-вторых, заблаговременно были накоплены большие запасы артиллерийских снарядов и FPV-дронов. Благодаря этому, в ходе наступательной операции можно было забыть про «снарядный голод», тема которого активно муссировалась весной-летом 2023 года. То, как быстро удалось решить эту серьезнейшую реальную проблему, является предметом отдельного разговора.
В-третьих, наконец-то по-настоящему масштабно и эффективно начала работать наша ударная авиация, поддерживая наступательные действия пехоты. Это стало возможным после того, как промышленность освоила конвейерное производство модулей коррекции планирования, позволяющие сбрасывать авиабомбы, оставаясь вне зоны поражения ЗРК среднего радиуса действия. Очень приятно будет процитировать известного украинского деятеля волонтерского поприща Сергея Бескрестнова под позывным Флеш, который написал с грустным смайликом дословно следующее:
За последние 8 месяцев противника сбросил на наш позиции больше 5 тысяч управляемых авиабомб массой 500 кг и выше. Сколько их еще на складах остается догадываться.
Пусть не переживает, на всех хватит, и еще наделаем. Благодаря тому, что УПАБы появились в товарных количествах, стало возможным работать ими не только по высокоценным целям, но и по обычным полевым укреплениям противника, экономя боеприпасы для артиллерии и сберегая бойцов-штурмовиков. Тут хотелось бы вновь
Начала работать изоляция поля боя с помощью FPV. То есть, банально осуществить ротацию, пополнить БК, эвакуировать раненных, стало значительно сложнее из-за большого количества FPV-дронов. Что в сочетании с ударами УМПК, истощает возможности обороны. Возможность КББ у ВСУ резко снизилась из-за нехватки снарядов, а мы заметно улучшили работу своей арты, как элемента РОК.
Таким образом, кардинальное изменение тактики в том, что, изолируя участок фронта вне населенных пунктов, можно продавливать его умным чугунием с FPV и артой, штурмовые отряды добивают выживших, и конфигурируют котлы. Из которых враг или уходит с потерями или полностью уничтожается.
Таким образом, кардинальное изменение тактики в том, что, изолируя участок фронта вне населенных пунктов, можно продавливать его умным чугунием с FPV и артой, штурмовые отряды добивают выживших, и конфигурируют котлы. Из которых враг или уходит с потерями или полностью уничтожается.
«Северный поток-3»
В совокупности это качественное изменение стратегии и тактики российской армии делало падение Авдеевки лишь вопросом времени. Однако следует отметить еще один фактор, который приблизил это долгожданное событие. Это, конечно же, изменение в мышлении и подходах к проведению боевых действий. Если раньше только ВСУ неприятно удивляли своей выдумкой, то теперь уже ВС РФ озадачивают противника креативным подходом.
Так, показательным примером стал недавний ракетный удар по оккупированному украинскими нацистами Селидово. Сперва кассетными боеприпасами наши ракетные войска накрыли скопление живой силы ВСУ на полигоне. Затем продублировали удар, когда в зону поражения первого прибыли другие военные для эвакуации раненых. Наконец, третий удар был нанесен днем позже по больнице, куда были доставлены подраненные ВСУшники.
Еще одним примером русской военной смекалки стала та самая тайная операция, что развалила оборону Авдеевки изнутри. Наши солдаты обнаружили трубу длиной несколько километров, которая заходила на территорию укрепрайона «Царская охота», и, как в каком-нибудь голливудском блокбастере, пробрались по ней, согнувшись в три погибели, в тыл к противнику. Находившиеся там украинские военные от неожиданности не смогли оказать сопротивления, и стратегически важный опорник внутри Авдеевки на ее южном фланге перешел под контроль ВС РФ. Уникальная операция получила шутливое название «Северный поток-3».
После этого оборона ВСУ и начала стремительно разваливаться. Когда командование противника узнало о произошедшем, оно бросило боевиков, чтобы отбить опорник, но безуспешно. В это же самое время были ослаблены фланги на севере Авдеевки, чем воспользовались наши штурмовики, устроив прорыв и осуществив рассечение укрепрайона на две части. Приказ нового главкома ВСУ Сырского об отступлении из Авдеевки лишь узаконил то бегство, что началось самопроизвольно из формирующегося вокруг украинского гарнизона котла.
Завершить обзор хотелось бы очередной цитатой «Русского инженера», который пришел ровно к той же мысли о необходимости окружения городов для их освобождения, что и
Важно. Того, что было с Мариуполем и Бахмутом, с этой тактикой не повторится, освобождать города теперь будем иначе. В поле УМПК сносят укрепы, обходим город, и дальше FPV точечно выбивают любое сопротивление. Причем РЭБ противнику особо не поможет, так как при окружении не будет возможности его обновить, а имеющиеся установки быстро выводятся из строя. И плюс РЭР выделяет частоты, которые они не могут давить. А после добивания РЭБа, можно использовать запасы FPV на стандартных частотах, гоняясь буквально за каждым бойцом ВСУ в окруженном городе. Залог новой тактики, в работе промышленности, в массовом выпуске УМПК, FPV и снарядов.
Да будет так.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: