Как показала СВО на Украине, современная война немыслима без развитых средств радиоэлектронной борьбы. Остро необходимы как компактные комплексы РЭБ для прикрытия сухопутных войск от вражеских FPV-дронов, так и воздушного базирования для повышения эффективности действий российской авиации в небе над Украиной.
Как там у них
Поводом для написания данной публикации стал
Чего у нас категорически не хватает, а точнее отсутствует как класс - это самолетов РЭБ на основе фронтовой авиации. То есть, не тот РЭБ, что привыкли видеть от FPV, а заводские системы, которые давят связь, ставят активные помехи против радаров ПВО. В НАТО их соотношение, грубо говоря, выводят до 1 машины на 10 ударных, и десятки таких машин глобально глушили ПВО Ирака, Югославии во время налетов. По сути, его задача находится выше и чуть позади, не в зоне досягаемости ЗРК, и когда те пытаются навести ракеты на ударные самолеты, самолет РЭБ слепит помехой радар ЗРК, подбирает нужную частоту, и форму сигнала, чтоб ее нельзя было отфильтровать.
Если вдруг кому-то интересно, то тематики РЭБ авиационного базирования мы касались в
О том, какие средства РЭБ воздушного базирования у нас имеются реально, будет сказано далее, а пока что посмотрим, чем располагают американская и китайская армии.
Так, например, на палубах американских «разносчиков демократии» базируются самолеты EA-18 «Гроулер» (Boeing EA-18 Growler), специально созданные для противорадиолокационной борьбы при помощи подвесных контейнеров РЭБ ALQ-99 и ALQ-218. Также в состав вооружения палубного самолета входят две противорадиолокационные ракеты AN/AGM–88 HARM. Основным предназначением EA-18 Growler является установка помех бортовым РЛС и управляемым ракетам противника, а также обеспечение групповой защиты боевых порядков самолетов от средств ПВО.
Известно о том, что для ВМС США разрабатываются дистанционно управляемые версии «Гроулера», а также новейший самолет РЭБ на базе палубного самолета укороченного взлета и вертикальной посадки F–35B.
Стараются не отстать от своих потенциальных противников и в Китае. Там на базе советского истребителя Су-27, производимого по лицензии, создали собственную, глубокого модернизированную версию под названием J-16, которая теперь относится к поколению 4++. В модификации J-16D двухмоторный китайский истребитель превратился в самолет РЭБ. А вот для своих авианосцев Пекин разработал самолет РЭБ J-15D, в котором угадываются гены советского палубного истребителя Су-33.
А что у нас?
Когда начинаешь смотреть, что в плане РЭБ воздушного базирования есть реально у нас, то складывается не вполне однозначное впечатление. Вроде бы, все есть, но мало, в условно «гомеопатических» дозах.
Вот, например, есть специализированные самолеты РЭБ Ил-22ПП «Порубщик». Поднявшись в небо, они должны автоматически находить нужную частоту и нарушать канал связи между передающей и принимающей
И стоит ли отдельно говорить о том, что относительно тихоходный самолет, созданный на базе Ил-22 «Бизон» (воздушный командный пункт на основе Ил-18), является приоритетной целью для вражеской ПВО, наводимой на цель при помощи НАТО? Последнее справедливо и для РЭБ вертолетного базирования.
В частности, носителями станций активных помех «Рычаг-АВ» и «Рычаг-БВ» являются немногочисленные вертолеты армейской авиации Ми-8МТПР-1. Они активно применяются в ходе СВО по своему целевому назначению, до этого хорошо показали себя в Сирии, поэтому они являются для ВСУ лакомой добычей. 13 мая 2023 года в Брянской области была потеряна целая авиагруппа в составе истребителя-бомбардировщика Су-34, истребителя Су-35 и двух вертолетов Ми-8, один из которых, по некоторым данным, был носителем РЭБ.
Исходя из опыта СВО, можно сделать вывод, что требуется именно массовый фронтовой самолет РЭБ, о чем в начале данной публикации говорил «Русский инженер». Помимо пресловутых «Хибин», для постановки активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС может использоваться комплекс контейнерной станции групповой защиты САП-14 «Тарантул», разработанный под Су-34.
Таким образом, технические решения в наличии имеются, вопрос лишь в том, где взять столько свободных самолетов-носителей под них и обученных экипажей, чтобы приблизиться к показателю 1 самолет РЭБ на 10 ударных для их прикрытия. Быть может, нам тоже стоит двигаться в сторону дистанционно управляемых беспилотных машин, как это делают американцы со своими «Гроулерами»?
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: