
Гуркхи, лояльные британской короне более 175 лет, имеют репутацию солдат, готовых, подобно легионерам Иностранного легиона, отчаянно сражаться и жертвовать жизнью за чужую родину.
Возможно, гуркхи кому-то и покажутся эдаким пережитком времен Британской империи или корыстолюбивыми наемниками, привлекаемыми на защиту чуждых им интересов. Однако как Непал, так и Британия извлекают из подобных взаимоотношений немало выгод. Относительно небогатый Непал получает тысячи «рабочих» мест и пособий для молодых непальцев, а Британия взамен — храбрых и выносливых солдат, прославленных своей лояльностью и всегда готовых к бою.
Связи между Британией и Непалом восходят к началу XIX века, когда в 1813 году британские войска на границах огромной Индийской империи впервые столкнулись с непальским сопротивлением.
Победителей столь впечатлили бойцовские качества неистовых непальских горцев, что уже в 1815 году они навербовали из гуркхов три батальона. С тех самых пор в течение более 100 лет гуркхи являлись важнейшим компонентом британского корпуса в Индии и наилучшим образом зарекомендовали себя в обеих мировых войнах. Их репутация прирожденных бойцов была признана всеми. В период первой мировой войны гуркхи принимали участие в сражениях с турецкой армией в Галлиполи и Месопотамии. Во время второй мировой они развертывались в Италии и позднее в Бирме, где и встретили конец войны в 1945 году.
В процессе деколонизации Индии в 1947 году войска гуркхов были разделены между вновь создаваемой индийской армией (1-й, 4-й, 5-й, 8-й и 9-й полки гуркхских стрелков) и уходящей британской (2-й, 6-й, 7-й и 10-й полки).
Такая реорганизация ничуть не затронула лояльности гуркхов. Британские их части вскоре были брошены на борьбу против коммунистических партизан в Малайе. Этот конфликт дал гималайским солдатам еще одну прекрасную возможность продемонстрировать свое бесспорное боевое превосходство в условиях тропических джунглей. В 1967 году они подтвердили эту репутацию на Борнео в боях с индонезийскими войсками. Когда британские части оставили малаккский полуостров, гуркхи были передислоцированы в Гонконг и еще более закрепили за собой репутацию непобедимых солдат, приняв участие в освобождении Фолклендов в 1982 году. 1-й батальон полка гуркхских стрелков его высочества герцога Эдинбургского, высадившись вместе с 1-й пехотной бригадой в бухте Сан-Карлос, участвовал в завершающем прорыве аргентинской обороны Порт-Стенли.
Набор рекрутов в гуркхские части по-прежнему производится в Королевстве Непал начиная с 17-летнего возраста (и количество желающих всегда превышает число вакансий). Минимальный срок службы — 5 лет, предельный возраст для ухода в отставку — 50 лет. Набранные рекруты, прежде чем попасть в действующую часть, в течение девяти месяцев обучаются на базе в Гонконге. Насчитывая в своих рядах минимальное количество британских кадровых офицеров, подразделения гуркхов организованы по образцу британских пехотных частей и возглавляются выдвинувшимися из собственных рядов офицерами и сержантами.
Полевой корпус гуркхов со штаб-квартирой в Гонконге имеет в своем составе 1-й и 2-й батальоны полка гуркхских стрелков Его Величества короля Эдварда VII (так называемые сирмурские стрелки), 1-й батальон 6-го полка гуркхских стрелков Ее Величества королевы Елизаветы, 1-й батальон 7-го полка гуркхских стрелков Его Высочества герцога Эдинбургского и 1-й батальон полка гуркхских стрелков Ее Высочества принцессы Мэри.
В 60-е годы батальоны гуркхов были дополнены вспомогательными подразделениями: инженерными, связи, транспортными и военной полиции.
Воздушно-десантные и артиллерийские их подразделения были в то же время расформированы.
Однако будущее этих элитных частей выглядит далеко не радужным, если принять во внимание, что в 1997 году место их дислокации Гонконг был возвращен Китаю. А с учетом языковых трудностей, тем более осложненных бурным развитием военных технологий, перспективы гуркхов становятся совсем уж туманными. Представляется, что эти замечательные части обречены на расформирование еще до конца нынешнего столетия.
