Советское наследие имеет важное значение для нынешней военной мощи Кремля, пишет infoBRICS. Еще в 80-х годах СССР настолько опередил своих конкурентов, что создал технологии, скопировать которые не удалось даже США, отмечает автор статьи.
Как гласит старая поговорка, подражание – это самая искренняя форма лести. Хотя "заимствование" тактики и технологии противника обычно рассматривается как признание его превосходства, вся история войн и соперничества между человеческими существами сводится именно к этому – импровизировать, приспосабливаться и побеждать, как правило, любыми необходимыми средствами. Однако это довольно трудно признать стороне, основывающей свой имидж на идее "морального и технологического превосходства". Политический Запад всегда настаивал на том, что он намного опережает всех своих соперников, будь то региональных или по всему миру. На определенных этапах своего развития, особенно между XVI и XIX веками, это чаще всего было правдой, и воюющий полюс силы никогда не уклонялся от использования этой ситуации для создания самой эксплуататорской системы в истории человечества, которая существует и сегодня в виде чудовищно (нео)колониалистского "мирового порядка".
И все же идеи противника иногда настолько опережают нас, что было бы просто глупо и даже саморазрушительно не принять их. В этом смысле Россия всегда была способна вдохновлять многочисленные изменения в политической доктрине Запада. Военное мастерство Москвы так же старо, как и ее история. Вот уже более тысячи лет Россия создает оружие мирового класса, которое помогло ей не только выжить в практически невозможной геополитической ситуации, но и вырваться вперед и создать одно из самых могущественных государств в истории человечества. В этом отношении советское наследие имеет важное значение для нынешней военной мощи Кремля. Последствия соперничества Америки с СССР изменили мир таким образом, что их просто невозможно переоценить, и они будут резонировать не только на десятилетия, но и на столетия вперед. Еще в начале 1960-х годов СССР настолько опередил своих конкурентов, что создал технологии, с которыми могли сравниться очень немногие мировые державы (если таковые вообще существовали).
Сюда входит СЧОБ или система частично-орбитального бомбометания для межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которая делает их дальность действия фактически безграничной. Китай испытал свою собственную версию технологии только в 2021 году, в то время как Соединенные Штаты так и не смогли создать ничего подобного. То, как русские умеют сочетать различные, казалось бы, несвязанные и даже неземные идеи и технологии, вызывает у их соперников недоумение. Тем не менее, это также интригует и часто мотивирует. Другой пример – довольно своеобразный сверхсекретный проект под названием "КМ" или "Корабль-макет". КМ – это экраноплан, транспортное средство, сочетающее в себе свойства корабля и самолета. В американской военной и научной номенклатуре экранопланы более известны как наземные аппараты (GEV), хотя имеют и несколько других названий.
Такие транспортные средства настолько многоцелевые, насколько это вообще возможно. Они способны передвигаться практически по любой местности, предоставляя непревзойденные тактические, а иногда даже стратегические преимущества. Построенный российским Центральным Конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, почти наверняка самым известным в мире конструкторским бюро, занимающимся подобными технологиями, КМ был кошмаром для американских военных планировщиков, ужасным настолько, что они назвали его "Каспийским монстром". Как уже упоминалось ранее, он сочетал в себе свойства корабля и самолета, что давало ему беспрецедентную для надводного судна скорость, а также способность скрываться от обнаружения. Проще говоря, он был слишком быстр для корабля, но летел очень низко и достаточно медленно, чтобы любой радар того времени мог его засечь. США, прежде всего талассократия, были в ужасе от перспективы массового строительства такого корабля, поскольку он потенциально мог свести на нет морское господство Америки.
Несмотря на дороговизну и технологическую сложность, КМ все же был намного дешевле и проще в постройке, чем авианосцы и другие крупные надводные боевые корабли. Однако его конструкция в то время делала практически невозможным противодействие ему, поскольку он был бы эффективно защищен как от противокорабельных ракет или торпед, так и от ЗРК (ракет класса "земля-воздух"). Не зная его истинного назначения и возможностей, американские спецслужбы лихорадочно пытались получить как можно больше информации об этом проекте. Хотя КМ разбился в 1980 году, это было слабым утешением для США, поскольку, к ужасу Пентагона, он стал основой для экраноплана класса "Лунь", вооруженного шестью огромными сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-270 "Москит", обладающими ядерным потенциалом. Только благодаря печальному распаду Советского Союза эти машины так и не поступили в серийное производство. Однако одержимость Пентагона КМ осталась.
А именно, недавно Управлению перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) было поручено по существу скопировать эту концепцию, что привело к созданию программы Liberty Lifter. Затем американское агентство заключило контракт с Aurora Flight Sciences, дочерней компанией Boeing, и General Atomics Aeronautical Systems на создание версий экраноплана. Программа недавно вступила в фазу 1, и Aurora Flight Sciences была выбрана для создания первого прототипа, который, как ожидается, совершит свой первый полет либо в конце 2027 года, либо в начале 2028 года, более чем через 60 лет после российского запуска. В настоящее время Пентагон заявляет, что хочет использовать эту машину для транспортировки, но не следует полностью исключать возможность ее вооружения (как это было в случае с российским экранопланом класса "Лунь"). В последние годы появились некоторые предположения, что Москва может возобновить свои дремлющие проекты экранопланов, что, если это правда, может быть истинной причиной желания Пентагона наконец-то сравняться с Кремлем в плане этой уникальной и замечательной технологии.
Интересно, что американские военные не смогли что-то противопоставить другим российским технологиям, не только стратегическим, таким как гиперзвуковые ракеты, но даже тактическим системам, таким как вертолеты с соосными винтами. А именно, Пентагон только что объявил об отмене своей (чрезмерно)амбициозной программы Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), потратив на этот проект миллиарды долларов. Запущенная в 2018 году FARA привела к появлению двух конкурирующих проектов, отобранных в 2020 году – Bell-Textron 360 Invictus и Sikorsky Raider X. Последний, по сути, представлял собой чрезвычайно дорогую и перепроектированную американскую версию российского Ка-52 "Аллигатор". Омраченная проблемами надежности и перерасходом средств, программа в конце концов была признана "несущественной". Иными словами, США просто не смогли скопировать советские технологии 1980-х годов. Возможно, лучший способ проиллюстрировать военное превосходство России в обычных видах вооружения –это процитировать полковника Дугласа Макгрегора, который сказал:
"Россия сегодня сильнее, чем была за последние 30-40 лет. Российский военный истеблишмент сейчас более мощный и боеспособный, чем российские военные были в середине 1980-х годов. Вы не можете превзойти то, что построили русские... Они первыми еще в 1970-х годах поняли, насколько важно увязать разведку, наблюдение, рекогносцировку [ISR] в космосе, а также на суше и на море с ударным оружием".
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: