Пресс-служба Госдепа США прокомментировала публикацию Daily Express от 22 января 2024 года "Россия предъявляет претензии на Аляску и огромные территории Азии в соответствии с новым указом Владимира Путина". В материале британского издания говорится, что Россия готовит претензии к США по
Заметим, что и в нашей стране также распространено мнение о вынужденном характере продажи Аляски, а также о полной оплате сделки. В то же время факты свидетельствуют о следующем.
На сегодняшний день достоверно установлено, что инициатором продажи Аляски являлся великий князь Константин Николаевич (1827-1892). С 1853 года он управлял морским министерством Российской империи, а в 1865-1881 годах возглавлял высший законосовещательный орган Государственный совет. Константин Николаевич имел неограниченное влияние на своего брата императора Александра II. Пользуясь этим влиянием, он подал 22 марта 1857 года на имя царя проект уступки огромной российской территории площадью 1 518 800 км². В своём обращении Константин Николаевич ссылался на тяжёлое финансовое положение Российской империи и призывал исправить его за счёт продажи Аляски.
В действительности же такое положение было связано с тем, что правительство Александра II (1855-1881) отошло от политики минимизации внешних государственных займов и развития за счёт собственных средств. Оно перешло к политике безудержных заимствований под самые высокие проценты у английских и французских банков. Посредниками в получении этих кредитов нередко выступали американцы, а на уплату посреднических услуг уходила почти половина внешнего займа. В результате объём государственного внешнего долга вырос с 1855 по 1862 год с 340 млн. до 2,2 млрд. руб.
Те суммы, которые поступали в бюджет, расходовалась в основном на строительство и эксплуатацию железных дорог. Одна деталь: ранее железнодорожное строительство осуществлялось силами государства и приносило казне прибыль. В период же правления Александра II эту сферу передали в концессию частному капиталу, причём иностранному. Англичанам и французам принадлежало 4/5 акций всех железнодорожных концессий. Именно они и получали средства, взятые в виде внешних кредитов. Деятельность концессий, имевших юридический статус акционерных обществ, никто не контролировал. Поэтому они завышали сметы на строительство железных дорог порой в десятки раз, а, получив деньги, ...быстро банкротились.
И за это откровенное воровство чаще всего не следовало никакого наказания. Ведь в коррупционную схему была вовлечена сама царская семья. В числе владельцев акций подставных компаний значились все братья царя, включая Константина Николаевича, а также фаворитка (позднее супруга) императора княгиня Юрьевская. В результате их покровительства железнодорожная отрасль стада убыточной. Казна ежегодно покрывал убытки железнодорожных концессий на сумму более 40 млн. руб. в год.
30 марта 1867 года Российская империя подписала с США Конвенцию об уступке Аляски. Вместе с Русской Америкой была уступлена и вся российская собственность. Стоимость сделки составила $7 200 000 золотом. Это было дешевле стоимости трёхэтажного здания в центре
В то же время от продажи Русской Америки Россия понесла огромные убытки. Добыча одного только золота на Аляске принесла США к 1915 году доход в около $200 млн. К этому следует добавить прибыль от добычи серебра, меди, олова, каменного угля, пушнины, леса. Всё это указывает на то, что продажа Аляски являлась преступлением.
И последнее. Относительно оплаты. В её подтверждение американцы ссылаются на два "документа".
Прежде всего, они демонстрируют казначейский ордер (treasury warrant), хранящийся в американских архивах. Этот листок бумаги имеет отметки о том, что отпечатан в American Bank Note Co и подписан в августе 1868 года. В законе, принятом Конгрессом США в 1861 году, прописано, что treasury warrant являлись "банкнотами до востребования", т.е. векселями. По ним ещё следовало заплатить.
Поэтому американцы ссылаются ещё на один "документ", якобы обнаруженный в 2002 году сотрудником Ситкинского исторического общества Аляски (США) Александром Петровым. Он заявил, что нашёл в Российском государственном историческом архиве РФ текст следующего содержания: "За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 [коп.]. Из числа 11 362 481 р. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 р. 90 к. поступили наличными деньгами". Текст будто бы составил неизвестный служащий Министерства финансов во второй половине 1868 года. Это и преподносится как подтверждение оплаты векселю.
Однако копия "документа", якобы обнаруженного Петровым, до сих пор не опубликована. Не указан даже его архивный номер. Нам предлагают на слово доверять сотруднику американского общества. Однако в его "свидетельствах" присутствует явная нестыковка. Он сам признаёт, что текст, якобы обнаруженный им, никем не подписан, не оформлен, хранился в документах, никак не связанных с уступкой Аляски. Цифры, приведённые в "документе", существенно меньше суммы оплаты по договору 1867 года. Наконец, средства якобы пошли на закупку в конце 1868 года оборудования для "строительство" железных дорог. Но в действительности приведённые в тексте дороги к концу 1868 года уже были построены.
Добавим, что поручение президента "Госзагрансобственности" предполагает детальное изучение всех обстоятельства сделки об уступке Русской Америки. Это позволяет надеяться, что правда о сделке Аляски будет обнародована.
Читайте нас: