Как известно, ночь на 12 января в Йемене выдалась очень беспокойной. Западная коалиция в лице США и Великобритании всё-таки перешла от пассивной обороны и вербальных угроз к какому-никакому наступлению и атаковала с моря и с воздуха объекты группировки «Ансар Алла», а хуситы, в свою очередь, открыли встречно-ответный огонь.
Для операции были привлечены немалые силы, включая истребители-бомбардировщики морского (с авианосца Eisenhower) и наземного базирования, несколько американских и британский эсминец, и одну субмарину; удары были сконцентрированы вокруг четырёх городов: столицы Йемена Саны, Ходейды, Тайса и Зебида. По различным данным, всего бомбардировкам подверглись от шестнадцати до тридцати районов, в которых были накрыты до сотни целей: штабы, склады боеприпасов, пусковые установки противокорабельных ракет и позиции ПВО – точнее, таковыми поражённые цели названы.
Мир и особенно Запад отреагировали на эскалацию в Красном море весьма остро. За три часа цены на нефть поднялись на три процента, а в прессе поднялся девятый вал
Тем не менее можно было предположить, что раз уж сам «Сонный Джо» хотел высказаться по поводу начавшейся операции, значит, проводить её будут на всю катушку. Утром и в течение дня 12 января многие ждали продолжения «дискотеки», но его не случилось, а новая серия ночных ударов оказалась гораздо слабее предыдущей. Хуситы тоже пока не отметились какими-либо масштабными ответными действиями. В этой связи возникает вопрос, а будет ли продолжение вообще?
Эскалация Шрёдингера
На самом деле, до сих пор толком не ясно, какие успехи были достигнуты сторонами в первую ночь ракетных перестрелок, во всяком случае, в открытом доступе сколько-нибудь достоверной информации на этот счёт нет.
К примеру, по большинству выкладок коалиция выпустила до полутора сотен высокоточных боеприпасов разных типов. В их число могут входить крылатые ракеты морского базирования Tomahawk, авиационные КР JASSM и Storm Shadow (последние применялись с британских истребителей Typhoon), противорадиолокационные ракеты HARM и корректируемые авиабомбы JDAM-ER. В целом наряд средств примерно соответствует среднестатистическому российскому удару по целям в украинском тылу, да и средства объективного контроля не хуже.
При этом исчерпывающей, в духе пресс-службы нашего МО, информации о результатах столь масштабной атаки представлено не было, большая часть информации в американских СМИ традиционно взята у «анонимных источников». Любительских видео или фото с прилётами и их последствиями практически нет, даже по сравнению с Украиной и тамошней военной цензурой, а почти все подобные материалы якобы из Йемена, опубликованные 12 января, оказались фейками.
Начавшие появляться к вечеру 12 января спутниковые снимки явили обескураживающую для американцев картину: по крайней мере часть поражённых объектов уже давным-давно была частично разрушена и заброшена, как, например, ангары не функционирующего аэропорта Ходейды. С этим неплохо коррелируют заявления хуситов о том, что материальный ущерб от западных атак оказался незначителен, поскольку под ударом оказались «те же объекты, которые уже бомбили в 2015 г.», а людские потери составили семь человек убитыми. Не в этом ли причина «скромности» Пентагона?
Но и заявлениям хуситов об их победах тоже пока нет подтверждений, во всяком случае, прямых, и особенно это касается истребителя F-22, якобы сбитого над Саной. Хотя самолёты такого типа присутствуют на американских базах в странах Персидского залива, над столицей Йемена Raptor едва ли оказался бы: даже участвуй F-22 в налёте, они наверняка несли бы ракеты и атаковали с дальности в пару сотен километров. Ну и само собой, если бы такая жирная дичь оказалась сбита на самом деле, её обломки достали бы из-под земли и отсняли со всех сторон.
А вот вброшенная в самый разгар сражения информация о попадании в один из американских эсминцев, возможно, не совсем пустой звук. 13 января появилась официальная информация о том, что при некоем инциденте у берегов Сомали пропали без вести двое моряков ВМС США. Учитывая хорошо известную «традицию» американцев маскировать свои потери под разного рода несчастные случаи, можно предположить, что погибшие служили на том корабле, который был поражён хуситами.
Если в ближайшие дни будут озвучены ещё несколько «трагических случайностей», эту версию можно будет считать почти подтверждённой. Но пока не стоит утверждать, будто какой-то эсминец был потоплен или выведен из строя: попадание дрона-камикадзе, конечно, могло принести потери экипажу и легко повредить корабль, но при этом снизить его боеспособность несущественно.
Таким образом, размен немалым количеством дорогостоящих боеприпасов не принёс ни одной из сторон однозначных успехов. Однако если продолжать считать «по очкам», то хуситы всё ещё ведут со значительным отрывом, даже если американцы добились некоторого числа попаданий, а сами вовсе не понесли потерь.
Одиссея надувного матраса
Дело в том, насколько непропорциональные усилия нужно приложить противникам, чтобы добиться победы. В недавнем американском ультиматуме, для подкрепления которого и были проведены удары 12 января, заявлялось о намерениях разблокировать Красное море для западных коммерческих судов и «покарать преступников». Практически к этому есть только один путь: уничтожение большинства или всех пусковых установок и запасов ракет хуситов. Звучит логично, только вот достичь этой цели будет весьма непросто даже американцам с их ресурсами.
В сущности, никто толком не знает, какими запасами высокоточного оружия «Ансар Алла» располагает на самом деле, и все ли козыри группировка уже достала из рукава. Этот простой факт сам по себе делает задачу «уничтожить максимум» нереализуемой, даже без учёта чисто практических сложностей с поиском целей на местности и расходами на их поражение. Но и вариант просто объявить себя победителями (или хотя бы непобеждёнными) и уйти для Вашингтона в данном случае невозможен, поскольку блокада Баб-эль-Мандебского пролива хуситами продолжится и обесценит любые высокопарные заявления Белого дома и Пентагона.
«Ансар Алла» находится в гораздо более выгодном положении: ей необходимо принудить американцев к политическому решению об отступлении, а для этого не требуется перетопить всю американскую эскадру. В принципе, хуситам вообще не требуется кого-либо топить, достаточно лишь выдержать натиск коалиции, показать, что барахтанье западных посудин на траверзе Йемена не оказывает никакого эффекта – что, собственно, и было продемонстрировано 12-13 января. Ну а реальные повреждения одного-двух дорогущих эсминцев УРО или, например, массированная бомбардировка базы ВМС США Кэмп-Лемоньер в Джибути, которая в радиусе досягаемости даже самых слабых тактических ракет, станет для американцев репутационной катастрофой.
О том, насколько верен расчёт хуситов на противника, говорит ситуация в Вашингтоне. Уже 12 января, сразу после коммюнике о проведённых воздушно-ракетных ударах, в Конгрессе поднялся настоящий гвалт: на Байдена обрушились упрёки в том, что он волюнтаристски, без разрешения парламентариев, приказал начать операцию. Снова досталось и министру обороны Остину, который очень «кстати»
Подключился к травле «разжигателей войны» в медиа и Трамп, в своё время, в 2017 г., точно так же санкционировавший удар по сирийскому аэродрому Эш-Шайрат (кстати сказать, такой же малорезультативный, как нынешние атаки). А на массовых демонстрациях в поддержку Палестины появился лозунг «руки прочь от Йемена».
Вполне возможно, что достаточно резкое снижение интенсивности американских ударов уже на второй день операции (было заявлено о поражении 30 локаций против 60) вызвано как раз негативной внутренней реакцией в США: советники могли убедить Байдена в том, что «демонстрация силы» вышла достаточно убедительной, и можно придержать коней. При этом в свежих публикациях западной прессы о хуситах появились мотивы типа «эти смешные моджахеды в пиджаках не так уж просты», что напоминает подстилание соломки на случай, если операцию придётся свернуть совсем – а такой поворот куда более вероятен, чем её расширение.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: