На начало очередной военной операции западной коалицией против йеменских хуситов, создавших реальную угрозу для судоходства через Красное море, а значит, и Суэцкий канал, мировой рынок уже отреагировал заметным ростом нефтяных котировок. Какие существуют варианты развития дальнейших событий, и что наиболее соответствует национальным интересам России?
Прямо или в обход
На первые воздушные удары американской и британской авиации по объектам военной инфраструктуры Йемена, где по утверждению западной пропаганды, базируется проиранская шиитская группировка «Ансар Алла», стоимость эталонной североморской марки нефти Brent отреагировала немедленным ростом в 2%. Ожидается ее дальнейший рост, а при наихудшем развитии событий возможен даже новый энергетический и
Выставляя коллективному Западу, стоящему за Израилем, ультиматум с требованием прекратить военную операцию в секторе Газа, йеменские хуситы по максимуму использовали имеющиеся у них на руках возможности, а именно: явно полученные от друзей и единоверцев из Ирана баллистические противокорабельные ракеты и ударные беспилотники, а также географическое расположение своей страны.
Дело в том, что через Красное море мимо Йемена с Запада на Восток идет в танкерах «теневая» российская нефть для потребления либо переработки в Индии. В обратном направлении идет иракская, саудовская и кувейтская нефть, а также индийские нефтепродукты, полученные из отечественного сырья. Путь из условного Лондона в условный Мумбаи через Суэцкий канал и Красное море занимает порядка 11,6 тысячи км или 26 дней. Для сравнения, обходной путь вокруг Африки удлиняется почти до 20 тысяч км или 44 дней в пути.
Увеличение времени танкера в пути почти в два раза почти на столько же увеличивает издержки перевозчика, что автоматически ведет к росту цен на нефть, нефтепродукты и СПГ. Также это неблагоприятно влияет на себестоимость иных товаров, доставляемых морем в контейнеровозах.
Три сценария
Итак, первый сценарий – это тот, которого явно хотели бы придерживаться основные глобальные игроки. Переориентация грузопотоков в обход в Африки, которая уже фактически произошла, ведет к росту цен на углеводородное сырье, которая ожидается на уровне в 80-90 долларов за баррель. Неприятно, чувствительно, но не смертельно, поскольку за все в итоге заплатит конечный потребитель из своего кармана.
России в этом случае выгодны, с одной стороны, рост нефтяных котировок, с другой – сохранение транспортных издержек на прежнем уровне, если, конечно, танкеры с отечественными углеводородами получат «охранную грамоту» от иранских партнеров. Правда, эксцесс с ударом по такому «теневому танкеру» уже был, а также не стоит исключать возможность целенаправленных диверсий против отечественной морской торговли нефтью.
Второй сценарий куда более опасен не только для Ближнего Востока, но и для всей мировой экономики. Он возможен, если группировка «Ансар Алла» выполнит свою угрозу и начнет наносить удары по объектам нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ, примкнувших к западной коалиции в ее операции против Йемена:
Если вы откроете свое воздушное пространство для США и Великобритании, то вы официально будете с нами в состоянии войны. Мы не сохраним ни одного нефтяного месторождения.
Да, нефть тогда серьезно подорожает, и надолго. Но обратной стороной этого будет вынужденное сближение Саудовской Аравии опять с Соединенными Штатами, от которых Эр-Рияд вроде как пытается отмежеваться, начав проводить более многовекторную
Третий сценарий самый опасный, предполагающий, что в конфликт все-таки окажется втянутым напрямую Иран. Как минимум, будет сделано все, чтобы убрать с рынка иранскую нефть, а это порядка 1 миллиона баррелей в сутки. Если же Тегеран в ответ перекроет Ормузский пролив, то мировой нефтяной рынок потеряет 20-25% или что-то около 20 миллионов баррелей в сутки. Если потребители не получат своевременную иранскую, иракскую, кувейтскую или саудовскую нефть, котировки могут взлететь до уровня 150, а то и 200 долларов за баррель.
И это был относительно приемлемый вариант. Все станет совсем плохо, если Израиль сможет толкнуть западную коалицию, а также соседей-арабов повоевать с Ираном. И вот тогда возможны самые негативные последствия, вплоть до применения на Ближнем Востоке ядерного оружия со всеми вытекающими последствиями. Очевидно, что России война между арабами и персами совершенно не нужна, нам своих проблем с Украиной и блоком НАТО хватает.
В общем и целом, по ситуации вокруг судоходства в Красном море понятно, что нашей стране давно пора превращаться из чисто сухопутной в великую морскую, со своим мощным торговым и военным океанским флотом. Зависеть в морской торговле от доброй воли каких-то хуситов и их восточных спонсоров – это так себе.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: