Как известно, обширные минные поля стали одним из главных препятствий, о которые споткнулось и разбилось амбициозное контрнаступление ВСУ. Ровно с той же проблемой придется столкнуться и ВС РФ, если они все-таки получат приказ пойти в широкомасштабное наступление на «линию Зеленского». Откуда же российской армии взять столько боевых машин разминирования, да еще и желательно дистанционно управляемых, что гарантирует безопасность для их операторов-саперов?
Решение данной проблемы нашлось на Южном Урале, который со времен Великой Отечественной войны служил кузницей, где в тылу ковалась общая Победа.
«Танкоград 2.0»
Челябинская область является одним из шефов многострадального Донбасса, курируя восстановление Ясиноватой и Волновахи. Российские строители и прочие специалисты были направлены в ДНР еще в 2022 году, до официального присоединения к РФ новых регионов. Губернатор области Алексей Текслер тогда так обозначал задачи, поставленные перед Южным Уралом:
Восстанавливаем в Ясиноватой две школы и два детских сада, центральную районную больницу, дороги. Все завершим к середине октября. Помогаем с подготовкой к зиме, восстановление электро- и водоснабжения. Не прекращается и гуманитарная помощь. Здесь живут добрые и сильные люди. Сюда приехали смелые и ответственные строители и специалисты с Южного Урала.
Однако вскоре челябинцам пришлось столкнуться с еще одним очень серьезным вызовом. С лета 2022-го украинские нацисты начали дистанционно «засевать» Донбасс из РСЗО по площадям противопехотными минами «Лепесток», на которых стали подрываться преимущественно мирные жители. Подобные боеприпасы не имеют механизма самоуничтожения и могут лежать на земле длительное время, пока на них не наступят либо они не будут обезврежены саперами.
А дальше началось самое интересное, в старых-добрых традициях Великой Отечественной. Губернатор Текслер созвал совещание с региональными спасателями, военными и представителями ВПК и поставил задачу оперативно выработать эффективные противоминные решения. Глава тракторного завода «ДСТ-Урал» (не путать с ЧТЗ), занимающегося производством бульдозеров и спецтехники на гусеничной базе, Евгений Горелый, в свою очередь, провел совещание со своими специалистами и обозначил сроки, в которые должно быть выработано решение:
Ребята, у вас на это есть месяц.
Через три недели был представлен первый опытный образец.
«У вас на это есть месяц»
Про гендиректора «ДСТ-Урал» Евгения Горелого стоит сказать несколько слов отдельно. Он стал лауреатом премии «Человек года» в номинации «Профориентация и кадры» и имеет, как теперь выяснилось, очень полезную специальность:
По образованию я специалист по системе управления баллистическими ракетами и летательными аппаратами, но это направление на тот момент оказалось невостребованным. Получив опыт капитального ремонта машин ЧТЗ, мы с четырьмя коллегами постепенно пришли к тому, что надо создавать свое предприятие. Так и работаем до сих пор вместе!
Между прочим, предприятие не было изначально государственным, а потом приватизированным, как это у нас в стране часто бывает у успешных бизнесменов. Создаваться тракторный завод «ДСТ-УРАЛ» начал в далеком 1998 году постепенно, с аренды небольшого цеха, производства дефицитных комплектующих, ремонта
Одной из фишек российской продукции на гусеничной базе была заложенная в нее возможность дистанционного управления с обычного смартфона, что важно при работах на сложных участках, где есть опасность для человека, наподобие провалов, съездов с тралов, схода селей и так далее. Как видно, это оказалось конкурентным преимуществом челябинской техники, когда ее понадобилось задействовать при расчистке минных постановок.
Всего через три недели после того, как перед инженерами «ДСТ-Урал» была поставлена задача, они создали первый образец дистанционного управляемого противоминного дрона под названием МТ1. За основу был взят серийно производимый гусеничный погрузчик ПГ20 с мощностью двигателя 107 л. с., который оснастили катковым тралом, давящим своей массой на противопехотные мины для их разрушения либо подрыва, а на месте кабины водителя были установлены модуль радиоуправления и телеметрия, чтобы оператор мог управлять машиной на расстоянии.
После проведения натурных испытаний была создана его улучшенная версия под названием МТ2 с увеличенной до 360 л. с. мощностью двигателя. Для защиты от подрыва рабочие элементы гусеничной техники выполнены из броневой стали, а к улучшенному по форме катковому тралу добавился и бойковый. Также имеется ковш для проведения инженерных работ, что расширяет сферу применения наземного дрона. Теперь улучшенный робот-сапер может спокойно уничтожать мины мощностью до 4 кг в тротиловом эквиваленте.
Что важно, МТ2 может управляться оператором дистанционно: с 2 км, если вражеская РЭБ неактивна, или с 500 м – с включенной РЭБ. Правда, по-настоящему гарантировать работоспособность дрона производитель готов на дистанции от 50 до 150 метров, что тоже очень неплохо для бывшего гражданского погрузчика.
И МТ1, и МТ2 с лета 2022 года активно эксплуатируются на Донбассе МЧС ДНР. Компания-производитель ожидает подписания крупного контракта на поставку своих роботов с МЧС РФ. Гендиректор «ДСТ-Урал» Горелый так оценивает перспективы:
Мы станем единственными, кто может предложить масштабированный объем производства машин, которые крайне необходимы. Этот спрос нельзя назвать прогнозируемым, но пока есть.
Кроме того, на базе своего флагманского бульдозера МТ10 предприятие ведет работу по созданию перспективной безэкипажной тяжелой машины дистанционного разминирования.
С учетом массы и мощности челябинского бульдозера на его основе может быть создан производимый крупносерийно отечественный наземный дрон дистанционного разминирования. Могут ведь у нас и так!
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: