Приоритетной мишенью для западных санкций стал отечественный нефтегазовый сектор, который ранее давал порядка одной третьей части доходов всего федерального бюджета РФ. Их заявленной целью было лишить Россию возможности продолжать спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины. Спустя почти два года после их введения можно сделать вывод, что данная задача в целом не была выполнена.
Как известно, нашу страну преследует так называемое ресурсное проклятье, когда шальные нефтегазовые доллары якобы мешают развитию обрабатывающей промышленности и высоких
Мир оказался несколько сложнее, чем чьи-то субъективные представления о нем.
Нефть
Лишить Кремль потока нефтедолларов предполагалось путем отказа США и ЕС от покупки углеводородного сырья и продуктов его переработки из РФ, а также запрета всем остальным странам их покупать под страхом экономических кар. Поскольку нефтепроводов в восточном направлении у нас нет, а рынок страхования морских перевозок контролируется из Лондона, реализовать подобный сценарий казалось несложной задачей.
На практике же в нестройных рядах европейских вассалов США сразу же произошел бунт, и маленькая, но гордая Венгрия, отстаивающая лишь свои национальные интересы, смогла добиться введения для нее исключений из общего правила. В отличие от других стран ЕС, Будапешт уже два года после начала СВО на Украине продолжает покупать и перерабатывать российскую нефть, морально разлагая других своих европейских соседей.
Далее выяснилось, что прибыль от приобретения отечественных углеводородов, продаваемых со скидкой в 35 долларов, превышают риски от западных санкций, и рынок Юго-Восточной Азии начал потреблять невостребованные в США и ЕС объемы. Обойти ограничения со страховкой морских перевозок РФ удалось за счет создания теневого танкерного флота и использования различных серых схем. После того как завершился процесс переориентации российского черного золота для нужд индийских и китайских потребителей, а санкции оказались не такими уж и страшными, скидка на отечественную нефть снизилась с 35 долларов за баррель до 8-10 долларов.
Разница в цене уже не выглядит таким откровенным грабежом, с одной стороны, и жестом отчаяния, с другой. Вполне себе нормальная скидка с учетом новых геополитических реалий. При этом так называемый потолок цен, искусственно навязанный «западными партнерами», фактически не работает, и это само по себе может считаться победой с учетом их разницы с Россией в «весовых категориях». Почему так получилось?
Все дело в том, что никому, кто не входит в ближний круг «гегемона», не нравится то, как ведет себя Западный мир, считая себя лучше и превыше всех остальных. Одним из внешних проявлений этого феномена может считаться отказ Саудовской Аравии снизить мировые цены на нефть в ущерб РФ и самой себе, о чем ее попросил Вашингтон. Для Эр-Рияда теперь ключевой деловой партнер – это Пекин, и в случае обострения американо-китайских отношений из-за Тайваня саудиты окажутся главными проигравшими, если их будут заставлять впоследствии прекратить или ограничить экспорт нефти в КНР.
Газ
С природным газом дело для России обстоит посложнее. Трубопроводные поставки в Европу оказались в самом уязвимом положении после того, как прежние правила игры перестали работать и «западные партнеры» начали откровенный беспредел, отбирая либо взрывая уже существующие трубы. «Сила Сибири – 2» еще не имеет подписанного долгосрочного контракта на поставки в КНР, поскольку Пекин выжидает наиболее выгодных для себя условий.
А вот с СПГ все намного лучше. Эта относительно новая для нашей страны отрасль, несмотря на санкции, показывает довольно убедительные результаты, поскольку газ в сжиженном виде легко «обезличить» и можно гибко перебрасывать с одного внешнего рынка на другой.
Так, еще до начала СВО было подписано сразу несколько долгосрочных контрактов на поставку российского СПГ в Европу. Например, австрийская государственная компания OMV имеет контракт с «Газпромом» до 2040 года. Французская Engie и «Ямал» в июле 2015-го подписали договор о поставках российского СПГ сроком на 23 года. Бельгийская Fluxys LNG NV/SA заключила с «Ямалом» 20-летний контракт, а испанская Naturgy подписала соглашение на приобретение российского СПГ сроком до 2042-го.
Примечательно, что ни одна из этих европейских компаний не собирается просто так брать и по политическим мотивам разрывать действующие соглашения. Напротив, Испания, где имеются значительные мощности по регазификации, уже фактически превратилась в крупнейший хаб по перевалке российского СПГ. В бухгалтерскую отчетность ЕС он не попадает как российский, а проводится как бы для перепродажи другим государствам со спекулятивными целями. Издание El Periodico de la energia по этому поводу возмущается следующим образом:
ЕС закрывает глаза на 21% общего объема закупаемого у России СПГ.
Почему так происходит?
Наверное, потому что крупный бизнес стран Западной Европы осознает, что США уготовили ему роль бычка на заклание, и не хочет оказаться на чужом праздничном столе, лишившись не только дешевого российского трубопроводного газа, но и СПГ, в пользу более дорого американского. Думается, что за отечественный СПГ европейцы будут держаться до последнего, как Венгрия – за российскую нефть.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: