Турецкие разведывательно-ударные беспилотники «Байрактар» активно применялись ВСУ на первом этапе СВО, к сожалению, довольно эффективно, но после перехода войны в позиционную форму вдруг куда-то исчезли из поля зрения, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Почему же это произошло, и нужны ли вообще БПЛА подобного типа, тихоходные, заметные на радарах и весьма недешевые в покупке и обслуживании, на текущем этапе боевых действий?
Блеск и нищета «Байрактаров»
Принято считать, что «Байрактары» пропали из неба над линией фронта из-за того, что они оказались слишком легкой мишенью для современной российской ПВО. Изрядная доля истины в этом утверждении имеется, но это далеко не вся правда. Зачем же тогда, спрашивается, турецкая компания строит в Незалежной завод по сборке БПЛА Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci, который должен начать серийно выпускать свою продукцию с 2025 года?
Bayraktar TB2 представляет собой ударный оперативно-тактический средневысотный БПЛА с винтом толкающего типа. Турецкий беспилотник может находиться в воздухе от 12 до 24 часов и управляться с расстояния до 150 км. Свою грозную славу «уничтожителя бронетехники» TB2 заслужил сперва в самой Турции, где применялся против курдских вооруженных формирований, потом – в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе и на Украине.
Немало этому способствовала активная рекламная кампания, в ходе которой производитель демонстрировал видеозаписи того, как лихо с воздуха подбивается при помощи противотанковых ракет практически любая военная
Секретом успеха турецких ударных беспилотников называют отсутствие у его противников современных систем ПВО либо недостаточную обученность и дисциплинированность их расчетов. Как уже было отмечено, «Байрактары» активно применялись ВСУ на первом этапе СВО, когда они имели возможность наносить воздушные удары по растянувшимся российским колоннам, а также в ходе противостояния за остров Змеиный. После того, как основные боевые действия переместились на Донбасс и в Приазовье, TB2 практически пропали из информационного пространства.
Но исчезли ли они реально с поля боя из опасения ВСУ потерять их в противостоянии с эшелонированной системой ПВО, которую выстроили наши войска?
Возвращение «Байрактаров»?
На самом деле, нет. «Байрактары» по-прежнему применяются украинской армией, но не для нанесения ударов, а в качестве разведывательных и корректировщиков, что подтвердил в интервью Defense News генеральный директор компании-производителя Baykar Халук:
В настоящее время Bayraktar TB2 в основном используются на ежедневной основе для отслеживания целей, что может быть не менее ценным, чем нападение.
О том же самом заявил и британский эксперт по беспилотникам Стив Райт изданию Newsweek:
Теперь российские силы осознали свои слабости, и беспилотники вернулись к своим основным задачам, менее зрелищным — оказывать помощь другим силам и вооружениям.
Да, дальность полета ракет воздушного базирования «Байрактара», ограниченная 8 км, не позволяет применять его против российских позиций, прикрытых ЗРК ближнего и среднего радиуса. Но при этом как-то забывается, что в стандартную полезную нагрузку турецкого БПЛА также входят модульные электронно-оптическая и инфракрасная камеры, лазерный дальномер и лазерный целеуказатель для управляемых боеприпасов либо многофункциональный АФАР радар, а также на летательный аппарат может устанавливаться модуль РЭБ для нейтрализации старых систем ПВО.
Таким образом, как воздушный разведчик TB2 по-прежнему стоит в строю и используется ВСУ, повышая эффективность их ракетно-артиллерийских ударов и прочих действий. Если же российские войска перейдут в наступление, повторяя ошибки первого этапа СВО, «Байрактары» вновь смогут нанести значительный ущерб. Пожалуй, куда большее опасение вызывает то, что на Украине могут начать производиться Bayraktar Akinci.
Bayraktar Akinci – это высотные БПЛА тяжелого класса, полезная нагрузка которых выросла по сравнению с TB2 в 10 раз – со 150 кг до почти полутора тонн. Бортовое оборудование включает не только электронно-оптическую прицельную станцию, но и радар с синтетической апертурой, позволяющий выявлять наземные цели вне зависимости от уровня облачности на дальностях в сотни километров. Устойчивость к РЭБ обеспечивается за счет спутникового канала управления. Также это техническое решение позволяет уйти от зависимости в наземных коммуникационных станциях с дальностью действия в 300 км.
Помимо уже известных нам высокоточных малогабаритных MAM-C и MAM-L, турецкий беспилотник может нести полноразмерные боеприпасы, такие как управляемые 500-кг бомбы Mark 83 JDAM, ракеты класса «воздух-воздух», а также крылатые ракеты SOM с дальностью поражения наземных стационарных и подвижных целей на расстоянии около 200 км. Куда потом полетят эти ракеты, догадаться нетрудно.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: