Ядром европейской экономики являются страны еврозоны (20 государств-членов Европейского союза, на которые приходится около 85% ВВП всех стран ЕС). На ЕС, по оценкам Международного валютного фонда, в прошлом году пришлось 14,87 % мирового ВВП (оценка по паритету покупательной способности евро к доллару США). По еврозоне МВФ не дает оценки. Но мы можем сами прикинуть цифру: около 12,6%. Получается, что объединенная Европа – третий по величине центр мировой экономики после Китая (доля в мировом ВВП по итогам прошлого года 18,5%) и США (доля 15,5%).
Безусловно, состояние мировой экономики в значительной мере зависит от экономического состояния стран еврозоны. Поэтому к экономической динамике еврозоны мы видим повышенное внимание со стороны МВФ, Всемирного банка, ведущих участников мировых товарных и финансовых рынков.
И на сегодняшний день еврозона небезосновательно считается одним из самых слабых звеньев мировой экономики. По оценкам Всемирного банка, за период 1990-2020 гг. мировой ВВП вырос в 4,53 раза. А ВВП стран еврозоны лишь в 3,06 раза.
Более или менее приличные темпы ЕС и еврозона демонстрировали до второго квартала 2008 года, когда всю Европу накрыл мировой финансовый кризис. После затяжного выхода из кризиса (который был более длительным, чем у США) еврозона и ЕС находились в состоянии тягучей стагнации – с 2011 по 2014 г. Затем (с 2015 по 2019 г.) был период достаточно неплохого роста (2,1% годовых по ЕС).
В 2020 году Европа (как и весь мир) погрузилась в кризис, спровоцированный так называемой «пандемией ковида». С 3-4 кварталов 2021 г. в Европе обозначились признаки новой устойчивой стагнации. ВВП стран еврозоны по итогам 2 квартала 2023 года превысил ВВП 4 квартала 2019 года (последнего квартала накануне «пандемии ковида») лишь на 3,0%. Для сравнения: у США это превышение составило 6,0%.
Как ни крути, а отставание Европы от мировой экономики в целом по темпам было, остается и даже увеличивается. Так, по итогам 2022 года (когда происходило восстановление экономик после так называемой «пандемии ковида») мировой ВВП вырос на 3,3%, а ВВП еврозоны – лишь на 1,8%.
Никаких чудес с экономикой еврозоны не произошло и в этом году. Европейская комиссия (ЕК) прогнозировала, что экономика еврозоны прирастет в 2023 году на скромные 0,8%. Однако в ноябре она пересмотрела прогноз в сторону уменьшения до 0,6%. Кстати, прогноз увеличения экономики Евросоюза на текущий год также ухудшен с 0,8% до 0,6%. И это при том, что, по прогнозам МВФ и той же ЕК, мировой ВВП в этом году должен увеличиться на 3,5%.
Отставание еврозоны и всего ЕС от всей мировой экономики стало особенно ощутимым с того момента, когда Брюссель включился в активную санкционную войну против России (после начала СВО на Украине в феврале прошлого года). По
Мало того что ЕК понизила прогнозные оценки по еврозоне и всему Европейскому союзу, сегодня все чаше говорят о том, что Европа входит и даже уже вошла в фазу рецессии, т. е. экономического спада. Напомню, что Европа не так давно уже пережила небольшую рецессию. В первом квартале 2023-го ВВП еврозоны (и ЕС) сократился на 0,1 процента, а накануне, в четвертом 2022-го был такой же минус (на квартальной основе). Это называется технической рецессией – отрицательная динамика два квартала подряд. До полноценной рецессии дело не дошло, поскольку во втором квартале 2023 года удалось войти в положительную зону – плюс 0,2% прироста ВВП.
А вот в третьем квартале еврозона опять ушла в отрицательную зону – ВВП сократился на 0,1%. Самое большое падение в июле-сентябре продемонстрировали Ирландия (на 1,8%), Австрия (на 0,6%) и Чехия (на 0,3%), причем австрийская экономика сокращалась уже второй квартал подряд (во II квартале она упала на 0,8%). Германия, крупнейшая европейская экономика, в июле – сентябре сократилась на 0,1%.
Если в четвертом квартале будет опять минус, тогда придется признать, что Европа опять пережила техническую рецессию. Четвертый квартал еще не завершился. Но месячные данные за октябрь и ноябрь, а также прогнозные оценки за декабрь свидетельствуют, что в четвертом квартале будет минус. Даже в Брюсселе признают «медицинский факт»: еврозона переживает техническую рецессию.
Более того, прогнозы ЕК и независимых экспертов говорят в пользу того, что и в первом квартале 2024 года будет очередное снижение ВВП, а во втором квартале следующего года такое снижение очень вероятно. Следовательно, еврозону ожидает полноценная рецессия. И из нее она, скорее всего, начнет выходить только во второй половине следующего года.
«Локомотивом» экономики еврозоны и всей европейской экономики всегда была Германия. Сейчас Германия стала одним из самых слабых звеньев европейской экономики. Индекс деловой активности Германии, отслеживаемый всемирной некоммерческой организацией по управлению проектами и проведению исследований PMI, уже полгода находится ниже отметки 50, что означает оценку «неудовлетворительно». Это признак надвигающейся рецессии, точнее ее продолжения. Дело в том, что по итогам 2 и 3 кварталов в Германии уже была зафиксирована «техническая рецессия». Четвёртый квартал у Германии будет гарантированно с минусом. Так, в октябре промышленное производство упало на 0,4% по сравнению с сентябрем. Следовательно, к новому году Германия будет иметь уже полноценную рецессию.
О факторах и проявлениях немецкой рецессии говорится и пишется сегодня много. Так, проводится жесточайшая бюджетная экономия, что ставит под вопрос возможность дальнейшего государственного субсидирования тарифов и цен на энергоносители, электроэнергию, некоторые виды сырья. А бюджетные ужесточения обусловлены тем, что в ноябре после решения Конституционного суда ФРГ в государственных финансах страны образовалась дыра в 60 млрд евро. Суд запретил использовать «запасы» прав на заимствования, сохранившиеся со времен пандемии и сопутствовавшей ей антикризисной программы, для финансирования текущего дефицита. Теперь федеральный бюджет на 2024-й год рискует быть не принятым до конца года. Бюджетный кризис обостряет проблемы не только Германии, но и всей Европы.
Резко сокращаются объёмы заказов на строительство, а строительная отрасль и смежные с нею отрасли всегда давали существенную часть ВВП. Многие крупнейшие германские корпорации принимают решения о перемещении своих производств в Новый Свет, а ряд из них уже такие перемещения произвели. Примечательно, что, несмотря на уже имеющую место рецессию и бюджетный кризис, правительство Шольца не отказывается от планов передачи Украине 8 миллиардов евро.
Итак, по итогам 2023 года в целом по еврозоне прирост ВВП оценивается, как я отметил выше, всего в 0,6%. Но это «средняя температура по больнице». У ряда стран-членов зоны ожидается падение. Это Эстония (минус 2,3%), Германия (минус 0,5%), Литва (минус 0,2%). А в рамках Евросоюза это еще такие страны, как Швеция (минус 0,7%), Венгрия (минус 0,3%) и Финляндия (минус 0,1%).
ЕК в середине нынешнего года обнародовала прогноз экономического развития еврозоны на 2024 год. Было заявлено, что прирост ВВП составит 1,3%. В ноябре прогноз был скорректирован с сторону понижения – до 1,2%. С учетом оценок независимых экспертов можно ожидать, что в следующем году корректировки прогноза продолжатся. Скорее всего, до понижения показателя ниже отметки в 1 процент.
Наиболее наглядно об ослаблении экономических позиций объединенной Европы в мире свидетельствуют показатели доли в мировом ВВП. По оценкам МВФ, доля ЕС в мировом ВВП (расчет по ППС) в 1990 году была равна 25,86%. Т. е. даже заметно больше, чем доля США, которая тогда составила 21,52%. А вот показатели по Евросоюзу за некоторые более поздние года (%): 2000 г. – 20,21; 2020 г. – 14,89; 2023 г. – 14,55 (оценка). В 2000 году Европейский союз уступил место первой экономики мира Соединённым Штатам (их доля в указанном году составила 20,26%). В прошлом десятилетии Европа лишилась и второго места, уступив его Китаю.
Более ста лет назад немецкий философ О. Шпенглер написал свой фундаментальный труд под названием «Закат Европы». В прошлом веке этот закат происходил очень постепенно и не всегда заметно. Сегодня он происходит стремительно. И его даже можно измерить с помощью макроэкономических показателей.
Читайте нас: