Как регулируются цены и тарифы операторов сотовой связи в Казахстане, объяснил глава комитета телекоммуникаций МЦРИАП Ержан Мейрамов, передает NUR.KZ со ссылкой на его страницу.
Ранее глава МЦРИАП Багдат Мусин заявил, что казахстанские операторы сами ведут тарифную политику - госорганы цены не регулируют. Заявление Мусина вызвало недопонимание среди казахстанцев, поэтому председатель комитета телекоммуникаций МЦРИАП Ержан Мейрамов на
По словам Мейрманова, в соответствии с законодательством цены и тарифы на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно.
В 2021 году по инициативе министра была введена норма, согласно которой операторы должны были получать согласие абонента на повышение тарифа.
"Однако мы поняли, что на практике получение согласия абонентов при изменений условий тарифных планов носили формальный характер. То есть фактически, гражданин покупая сим-карту уже подписывал публичную офферту.
Также были случаи, когда при направлении абонентом заявления о несогласии с вносимыми оператором изменениями, оператор сотовой связи направляет отписку о том, что при несогласии абонент вправе перейти на другой тарифный план либо перейти на сеть другого оператора. То есть эта норма позволила операторам найти лазейку и повышать цены на тарифы другим образом", - объяснил глава комитета.
Действия операторов сотовой связи порождали поток жалоб абонентов на изменение стоимости тарифных планов без его согласия, вызывая массовое социальное недовольство и возмущение различных слоев общества, добавил Мейрманов. В итоге были внесены изменения в законодательство, а МЦРИАП и АЗРК внесли другие изменения, согласно которым операторы должны были рассылать сообщения об увеличении тарифа за 30 дней.
"Самым важным стало то, что мы указали, что внесение изменений в указанные условия подключенных тарифных планов не допускается, за исключением изменения тарифов на основе обоснованных затрат", - пояснил глава комитета.
На основании этой нормы при поступлении жалоб от абонентов на изменения тарифных планов АЗРК проводит проверки на обоснованность затрат при изменений тарифных планов с привлечением к ответственности операторов сотовой связи.
"Мы сравнили статистику. На данный момент жалобы на повышение тарифа уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом, например, в 4 квартале 2022 года поступили 136 жалобы, а в 4 квартале 2023 года – 102 жалоба", - привел цифры Мейрманов.
Он отметил, что самих операторов норма "об обоснованности затрат" не порадовала. Операторы сотовой связи подали иск об оспаривании нормативного правового акта, вводящего норму обоснованности затрат для увеличения тарифа операторы сотовой связи. Аргументы иска включали в себя:
- ограничение прав на самостоятельное управление услугами связи,
- запрет на изменение условий тарифных планов, кроме изменений на основе обоснованных затрат,
- запрет на упразднение тарифных планов,
- запрет на одновременное изменение условий тарифных планов и повышение цены на доступ в Интернет без согласия абонентов.
Однако суд встал на сторону министерства.
Мейрманов также ответил, к следует обращаться казахстанцам, если их не устраивает повышение цен на тарифы сотовой связи.
"Министерство регулирует только качество оказываемых услуг, а по повышению цен гражданам стоит обращаться в АЗРК. После обращения агентство проводит проверку на законность повышения цен на тарифы и при необходимости налагает штрафы.
Еще раз повторюсь, после принятия нормы об обоснованности затрат многие операторы не могут реализовывать необоснованное повышение цен. Как раз сейчас идет расследование АЗРК в отношении оператора сотовой связи по нормам, в которые мы внесли поправки касательно "обоснованности затрат".
Думаю, в ближайшие дни мы уже увидим результат данного расследования. Зачастую операторы не могут обосновать повышение цен", - заключил председатель комитета.
Кристина Кривцанова
Читайте нас: