Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что культура, в том числе литература, оказывает гигантское влияние на общество, а также на различные процессы в данном обществе. Слово обладает огромной силой и способностью воздействовать на умы людей, оно формирует представления о мире, является инструментом воспитания и управления.
В жизни России (особенно политической) литература всегда играла колоссальную роль. Достаточно сказать, что многие видные правители нашей страны оставили после себя ценное литературное наследие, то есть были в какой-то степени писателями. Чего стоит, к примеру, выдающийся памятник древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха», произведение, написанное великим князем Владимиром Мономахом. Или же царь Иван Грозный. У знаменитого русского филолога академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва даже есть статья под названием «Иван Грозный — писатель», в которой он подчёркивает незаурядные литературные таланты Ивана Васильевича. Более того, каждый при желании может подержать в руках отдельную книгу с сочинениями этого великого русского царя XVI века. Ну а Владимир Ленин и вовсе в качестве профессии во всех анкетах всегда указывал, что он литератор. 55 томов творческого наследия являются тому убедительным подтверждением.
Но, разумеется, основное воздействие на массовое сознание оказывается не текстами вождей, а произведениями поэтов, писателей и публицистов. Именно их роль наиболее интересна в процессах исторической трансформации нашей страны.
Революция, которая произошла в России в ХХ веке, не была чем-то спонтанным и случайным. Она медленно вызревала всё предшествующее столетие. И в этой связи любопытно посмотреть, как творческая деятельность русских литераторов способствовала этой политической ферментации.
Стоит заметить, что историю русской революции вообще невозможно представить вне связи с литературой. К примеру, Ленин выстраивал корпус своих публицистических текстов с опорой на русскую литературу, его сочинения полны аллюзий и отсылок к авторам и произведениям, поэтому мы будем периодически к нему обращаться. Так вот, Ильич назвал «первым русским революционером» А. Н. Радищева, писателя-сентименталиста, автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву».
Конечно, Александр Николаевич, скончавшийся в 1802 году, в строгом смысле слова революционером не являлся. Но он известен тем, что завёл дома тайную типографию и напечатал в 1790 году свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Смелость суждений и откровенное изображение ужасов крепостничества до сих пор поражают, ведь за весь последующий XIX век ничего подобного, за редким исключением, уже написано не будет. Книга попала к императрице Екатерине II, и Радищев был осуждён на смертную казнь, которую заменили ссылкой в Сибирь, где он и провёл шесть лет. Безусловно, пример Радищева вдохновлял последующие поколения, и он стал культовой фигурой в революционной среде.
А вот поэт К. Ф. Рылеев основания называться революционером имеет уже достаточно серьёзные. Руководитель и организатор знаменитого Декабрьского восстания 1825 года, он был казнён через повешенье (разумеется, за свою роль в восстании). Сегодня его стихотворные «Думы», к примеру «Смерть Ермака», даже входят в школьную программу.
Вообще же деятельность декабристов связана с литературой не только самим фактом участия поэтов в их движении. Они являются организаторами нескольких крайне успешных проектов в русской журналистике. Поэты К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев выпускали знаменитый литературный альманах «Полярная звезда», тираж которого на пике составлял 1500 экземпляров (для 1824 года это огромный показатель). На страницах издания были опубликованы произведения практически всех наиболее видных авторов эпохи, включая А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского и многих других. Разумеется, альманах проходил цензуру, а стало быть, не содержал в себе ничего запрещённого. Но вольнолюбивые намёки и отсылки содержались повсеместно. Другой поэт-декабрист В. К. Кюхельбекер издавал альманах «Мнемозина». Вообще же с декабристами связан целый ряд изданий, а список литераторов, так или иначе причастных к восстанию 16 декабря, весьма внушительный.
Если же продолжать разговор о наиболее радикальных представителях русской литературы, то есть о тех, кто целенаправленно занимался антиправительственной деятельностью, то необходимо назвать имя Александра Герцена. Автора романа «Кто виноват?» и знаменитой хроники «Былое и думы» уже прямо называют революционером или «родоначальником русского социализма». Ленин в своей статье «Памяти Герцена» писал: «Герцен принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века». Александр Иванович вместе со своим ближайшим соратником поэтом Николаем Огарёвым десять лет (1857–1867) издавал в Лондоне газету (естественно, революционную) «Колокол». Помимо острой неподцензурной публицистики, в печатном органе публиковались стихи Лермонтова, Некрасова и других русских авторов. По сути, это был первый опыт русского революционного издания, печатавшегося за границей. Спустя менее полувека отечественные социал-демократы станут подобным образом выпускать газету «Искра», из редакции которой начнёт формироваться одна из крупнейших политических партий в истории.
В основной же массе русская литература не имела столь радикально-нелегального положения. Скорее это была своего рода «мягкая сила». Трибунами революционно-демократических идей были знаменитые «толстые» журналы: «Отечественные записки» и «Современник». В них работали самые знаменитые русские публицисты, критики, писатели и поэты XIX века.
Журнал «Современник» был основан ещё А. С. Пушкиным в 1836 году, но по-настоящему расцвёл и сделался ядром общественно-политической жизни России при другом выдающемся русском поэте — Н. А. Некрасове, который стал главным редактором в 1847 году. Именно Некрасов превратил пушкинское детище в один из самых успешных бизнес-проектов в истории русской журналистики. «Современник» можно по праву назвать колыбелью русской классической литературы, именно на страницах этого журнала будут публиковаться начинающие Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие. Но всё же общественное влияние «Современника» достигалось не столько за счёт художественных произведений, сколько благодаря активной публицистической работе выдающихся литературных критиков, к числу которых принадлежали Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский.
Русское искусство слова изобрело уникальную технику: анализировать общественно-политические реалии, опираясь на художественные произведения русской литературы. Одним из первых это начал делать известнейший литературный критик В. Г. Белинский, продолжили в 1860-е годы Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев, а затем этим же приёмом стал пользоваться уже упомянутый Владимир Ленин.
Статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и «Луч света в тёмном царстве», формально являясь всего лишь разборами литературных произведений (романа И. А. Гончарова «Обломов» и пьесы А. Н. Островского «Гроза»), на самом деле представляли собой общественно-политический манифест.
Но и собственно художественное творчество зачастую имело огромное влияние на умы людей. В этой связи стоит упомянуть Н. А. Некрасова, уже не как талантливого организатора, а как выдающегося поэта. Как писал «отец русского марксизма» Г. В. Плеханов в своей работе «Н. А. Некрасов», «изображению народного горя посвящены все его наиболее известные произведения». И это действительно так. Чего только стоят знаменитые стихотворения «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда». Стихи Некрасова становились студенческими песнями, ими зачитывались целые поколения русской революционной молодёжи. Но лучше об этом скажет сам представитель этой молодёжи, уже упомянутый Г. В. Плеханов: «В доказательство того, что Некрасов своими стихотворениями будил и выражал прогрессивные стремления современной ему передовой молодежи, я приведу одно воспоминание из моей личной жизни.
Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили “Железную дорогу”, раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьями, находясь под сильнейшим впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: “Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!” Эти слова, произнесенные украдкой в нескольких шагах от строгого военного начальства, глубоко врезались в мою память…».
Но, пожалуй, самой влиятельной фигурой в среде будущих революционеров всех мастей был Н. Г. Чернышевский. Философ, публицист и писатель, он своими идеями изменил мироощущение громадного количества людей, своих современников. Николай Гаврилович ещё при жизни превратился в культовую личность. Его драматическая судьба способствовала этому.
Чернышевского часто связывают с тайным революционным обществом «Земля и воля», хотя он и не был членом данной организации. Зато он совершенно точно публиковал статьи, критикующие крестьянскую реформу 1861 года. А чуть позже его арестовали, подозревая в распространении прокламаций. Именно находясь в заключении в Петропавловской крепости, он пишет своё главное произведение — роман «Что делать?» В общей сложности Чернышевский был лишён свободы около 20 лет.
Легендарный роман-утопия «Что делать?» превратился в настоящее пособие и руководство к действию для столичной молодёжи, которая основывала коммуны и подражала образу жизни главных героев.
Образ и творчество Чернышевского имели колоссальное значение для дальнейшего развития русского революционного движения, одним из зачинателей которого его считал Ленин. Вообще хорошо известно, насколько сильно Владимир Ильич любил и ценил Чернышевского. Даже один своих главных идеологических трудов — книгу о «наболевших вопросах нашего движения» — он так и назвал «Что делать?»
Но любопытен тот факт, что на идеях Чернышевского вырос и лидер конкурирующей партии социалистов-революционеров (СР) В. М. Чернов. А между тем на пике в этой организации состояло более одного миллиона человек.
Таким образом, уже хорошо видно, насколько уникальную роль играла русская литература в общественной жизни России. Можно хотя бы ради интереса посмотреть библиографию, к примеру Г. В. Плеханова, официального революционера и марксиста: «Герцен и крепостное право», «Добролюбов и Островский», «Н. А. Некрасов», «Ещё о Чернышевском», «Белинский и разумная действительность» и проч. и проч. Да перед нами предстаёт тонкий литературный критик, а не просто политик! А. В. Луначарский вообще выдал многотомник «Русская литература», ну а про Ленина мы уже неоднократно упоминали.
Великая культура русского слова была колыбелью революционных изменений в России, наглядно продемонстрировав, какой силой она может быть.
Сергей Газетный,
Читайте нас: