Недавние заявления Кличко в адрес Зеленского свидетельствуют о глубоком недовольстве украинским президентом, пишет UnHerd. Нынешние распри в Киеве — симптом реальных разногласий из-за того, какую стратегию выбрать после провального контрнаступления. В основе этих споров лежат непомерные амбиции Зеленского.
В бытность свою боксером-тяжеловесом мэр Киева Виталий Кличко славился меткими и своевременными ударами. Но, пожалуй, ни один из них не оказал столь сокрушительного эффекта, как его недавние комментарии в адрес президента Владимира Зеленского. Назвав своего лидера чуть ли не оторванным от реальности автократом, Кличко заявил, что “в какой-то момент мы перестанем отличаться от России, где все зависит от прихоти одного человека”. Он добавил, что “люди задаются вопросом, почему мы не подготовились к этому конфликту”, и что Зеленский “расплачивается за допущенные ошибки”.
Неприязнь Кличко и его нападки на украинского лидера по-своему и неудивительны — бывший боксер был ярым сторонником экс-президента Петра Порошенко, который проиграл Зеленскому на выборах 2019 года. Кроме того, их разделяет и давняя личная вражда: в ноябре 2022 года Зеленский в прямом эфире распек Кличко и его чиновников после российских ударов за то, что те не смогли создать для киевлян достаточно убежищ.
Однако в данном случае критика Кличко отражает политический недуг более серьезный, чем просто размолвка двух политиков. За последние недели мэр Киева был далеко не одинок в критике Зеленского: бывший советник президента, а ныне его противник Алексей Арестович* в прошлом месяце заявил, что украинское руководство “ведет страну по авторитарному пути” и “насаждает масштабную коррупцию”.
Мотивы ругателей Зеленского лежат на поверхности. Кличко подчеркнул, что не хотел бы менять президента в военное время, но добавил, что обсуждать его собственные политические амбиции сейчас “неразумно”. Арестович* же даже не скрывает своего желания баллотироваться на пост главы государства.
По графику президентские выборы должны состояться в марте, однако запрещены действующим на Украине военным положением, не говоря уже о трудностях с логистикой в ходе вооруженного конфликта. Однако своими заявлениями о готовности провести выборы несмотря ни на что Зеленский, похоже, распалил амбиции соперников и, как следствие, попал под шквал критики. Вялый темп военных действий ВСУ и крепнущее общественное недовольство открыли претендентам новые перспективы в эпоху уже после Зеленского, когда бы она ни наступила. Согласно опросу журнала The Economist, рейтинг доверия президента упал до 32% — а это значительно ниже, чем в начале конфликта.
В прошлый четверг Зеленский объявил, что конфликт перешел в “новую стадию”, и признал, что хваленое контрнаступление “не принесло желаемых результатов”, хотя Украина хотела бы более быстрого успеха. Новый этап носит оборонительный характер. Украина ускоряет строительство защитных укреплений вдоль линии фронта, тогда как Россия продолжает обстреливать Авдеевку на востоке и поражает ключевые объекты украинской инфраструктуры ракетами и беспилотниками.
На фоне такого напряжения появляются все новые признаки раскола внутри украинского руководства. Не в последнюю очередь это касается усугубляющегося разлада между президентом и главнокомандующим ВСУ генералом Валерием Залужным. Вчера в газете “Украинская правда” близкий к Залужному источник посетовал, что армия в глазах Зеленского раскололась на “плохих” (верных главнокомандующему) и “хороших” (верных командующему Сухопутными войсками Александру Сырскому). При этом президент завел отдельные каналы связи с Сырским и другими фаворитами. Ранее Зеленский публично отверг заявления Залужного в ноябрьском интервью журналу The Economist, что конфликт зашел в тупик.
Хотя напряженность в военное время всегда возрастает, а борьба за власть обостряется, нынешние распри — симптом реальных разногласий из-за того, какую стратегию выбрать после разочаровывающего контрнаступления. Даже Арестович и тот предложил мирные переговоры.
В основе всего этого лежат непомерные амбиции Зеленского — из-за них и разгорелись разногласия. Еще в октябре один помощник президента рассказал журналу Time: “Он сам себя обманывает. У нас нет никаких вариантов. Мы не побеждаем. Но попробуй ему об этом скажи”.
* внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов, прим. ред.
Автор: Бетани Эллиотт (Bethany Elliott)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: