По инициативе Совета Федерации и Россотрудничества автономной некоммерческой организацией поддержки гуманитарных программ «Русская гуманитарная миссия» в Республику Армения доставлено 53 тысячи учебников, предназначенных для школьников, обучающихся в 50 образовательных организациях республики,
Однако, как и следовало ожидать, начались проблемы. Начавшаяся раздача учебников и учебных пособий, в том числе по русскому языку, литературе, математике, алгебре, геометрии, химии, физике, географии, биологии, истории и окружающему миру, как «с большим недоумением»
Напомним, ранее некоторые депутаты правящей фракции «Гражданский договор» высказывались в пользу приостановки вещания в Армении российских телеканалов. Можно предположить, что и на книгах действующие армянские власти не остановятся, целенаправленно работая на сужение сферы применения русского языка в республике. Пока получается, прямо скажем, не очень – прежде всего в силу тесных многовековых культурно-исторических связей народов Армении и России, на территории которой проживает одна из крупнейших армянских общин мира, заметно увеличившаяся в постсоветские годы. Несмотря на то, что русские составляют менее 1% населения Армении, русский язык в республике весьма распространён (особенно с наплывом релокантов после 24 февраля 2022 года), и, по крайней мере в Ереване, его можно услышать практически везде.
Действующий закон об образовании предусматривает обучение граждан Армении только на армянском языке, если нет исключений, предусмотренных для граждан неармянского происхождения и для армян – граждан иностранных государств. Программы обучения на иностранном языке могут осуществляться в негосударственных учебных заведениях (их может быть не более 9, только в старших классах), а также в школах, создаваемых согласно межгосударственным и межправительственным договоренностям. «В наших 46 школах действуют классы на русском языке, которые работают по нашим стандартам, предметы преподаются на русском языке. В этих классах обучается более 6000 детей… Важно отметить, что эти дети не граждане РА, а дети родителей-иностранцев или лиц с двойным гражданством», –
Во всех армянских школах русский язык является обязательным предметом со 2-го класса, в то время как английский, французский, немецкий или любой другой (третий) иностранный язык преподается с 3-го класса. Согласно официальным данным, углублённое обучение на русском языке идёт в 63 школах Армении, из них 33 – в Ереване и 30 – в областях. Ещё в 45 общеобразовательных средних школах Республики Армения (41 государственные, 4 – частные) имеются классы с русским языком обучения. Согласно действующим межгосударственным соглашениям, в Армении действуют три российские школы – № 21 Минобороны РФ в Ереване (Канакер), № 19 Минобороны РФ в Гюмри, а также средняя школа Пограничного Управления ФСБ России в Арташате. Согласно закону «О языке», в «русских» классах имеют право обучаться только дети этнических русских, граждан России и детей от смешанных браков. Обучение в русских классах проводится по российским программам, при этом большинство предметов преподаётся на армянском.
Предполагается, что правительство РФ проинвестирует строительство школ, предоставит оборудование, направит специалистов и окажет дополнительную финансовую помощь. Содержательная часть учебной программы будет разработана совместно. Отчасти это объясняется тем, что из России, Белоруссии и Украины в Армению с февраля 2022 по 1 марта 2023 года прибыли более 100 тысяч нерезидентов.
В июне 2022 года в ходе своего визита в Ереван министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил о ведущейся российской стороной работе по увеличению количества русских школ в Армении. Тогда же в ходе визита в Ереван Ю. Воробьёв сказал, что их будет четыре: реализация проекта предусмотрена в рамках работы российско-армянской межправительственной комиссии, на основании межгосударственных договоров.
Армянская сторона уже представила два варианта, по которым может быть реализован проект открытия русских школ в республике,
По
Разумеется, здесь многое зависит от доброй воли армянских властей, либо же от её фактического отсутствия, когда вежливые фразы и вербальными позитивные намерения, мягко говоря, не подкрепляются конкретными делами. Как отмечает С. Копыркин, «на уровне высшего политического руководства Армении решение принято и одобрено, а вот на уровне Министерства просвещения республики, когда дело коснулось реализации проектов, нам говорят: "У нас нет дефицита с местами в русских классах в армянских школах". То есть сохраняется некая серая зона, когда на уровне практического осуществления идей исполнители тормозят их реализацию. Тут нужно понять, насколько импульс народа и решение политического руководства страны доведены до уровня министерства». Здесь надо отметить, что импульсы имеются самые разные: и до, и особенно после 2018 года на любые шаги по укреплению позиций русского языка в образовательной сфере Армении (как правило, не выходившие за рамки добрых пожеланий) бдительная «общественность» и ангажированные НПО реагировали возмущёнными петициями в органы государственной власти и угрозой начать протесты. Так что не приходится удивляться тому, что в последние годы, когда многие выходцы из этих самых неправительственных структур плавно пересели в чиновничьи и депутатские кресла (в том числе и та самая
Пока что русский язык сохраняет серьёзные позиции в образовательной сфере Армении. Его изучают более сотни тысяч школьников и студенты вузов как обязательный учебный предмет либо же как отдельную специальность. Однако деградация двусторонних политико-дипломатических связей, отсутствие полноценных межведомственных контактов неминуемо приведёт к неблагоприятном последствиям. В условиях недостаточной организационно-методической базы изучение русского языка в Армении будет всё больше принимать стихийный характер, а его мотивация – сводиться к сугубо прагматическим соображениям.
На середину декабря намечено очередное заседание армяно-российской межправительственной комиссии, к сфере ведения которой относятся и вопросы двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества. Возможно, что и они найдут соответствующее отражение в повестке дня мероприятия, которое, надо надеяться, не будет проигнорировано армянской стороной. В том, разумеется, случае, если стороны настроены на серьёзный и содержательный диалог, не сводящийся к заметанию проблем «под ковёр» либо же нелепыми ссылками на неправильный «имперский» шрифт.
Читайте нас: