Больше двух месяцев назад, 30 августа, находящийся под стражей Игорь Стрелков попытался эпатировать широкую публику своей идеей выдвинуться кандидатом в президенты.
План его тогда осуществился лишь отчасти: в связи с тем, что действительно массовая аудитория об одном из главных героев событий 2014 г. давно забыла, шокировать Стрелков смог лишь читателей собственного блога и довольно узкий круг соратников. Последние оказались под особенно сильным впечатлением: ближайший товарищ Губарев даже объявил Стрелкова сумасшедшим, а их совместный
На этом перформанс политблогера, стремительно превращающегося в «политзаключённого» (по терминологии антироссийской «либеральной оппозиции»), в общем-то, и закончился. В течение осени псевдоним Стрелкова появлялся в
18 ноября в Москве прошёл первый съезд нового «Русского Движения Стрелкова», который для многих (включая меня самого) стал открытием, что такая организация вообще существует. Ну а гвоздём программы мероприятия оказалось ни много ни мало официальное выдвижение Стрелкова независимым кандидатом в президенты на выборах 2024 г.: несмотря на то, что «самовыдвиженец» находится в СИЗО, его старые-новые соратники заявили о решимости выполнить все необходимые формальности.
Надо сказать, поворот довольно неожиданный. «Программное заявление» Стрелкова от 30 августа своей интонацией больше напоминало безысходное политическое завещание, чем бодрое воззвание – и это была одна из причин, почему его мало кто воспринял всерьёз.
Колонель Шассер не шутки шутит
Собственно, обнародованное 19 ноября очередное личное обращение к российскому народу из «темницы сырой» тоже не сказать, что пропитано верой в себя и победу. Стрелков утверждает, что выборы будут «бутафорскими», а его самого вряд ли допустят даже до них, и единственное, на что он надеется – это что его предвыборная кампания превратится в точку сбора «всех реальных патриотических сил».
Интересно, что подготовка к этому началась сильно загодя. Телеграм-канал будущего РДС был создан ещё 26 июля (то есть менее чем через неделю после ареста Стрелкова 21 июля), а первое обращение к нации от лица соратников вождя появилось на нём 3 августа. Таким образом, формально ещё был жив и здоров «Клуб рассерженных патриотов», а ближайшее окружение перспективного кандидата уже озаботилось созданием собственной «партии», избавленной от постороннего влияния. Как видно, Губарев был не совсем прав, называя Стрелкова плохим политиком.
В верхушке РДС можно выделить три главные фигуры: это жена Стрелкова Регинская, главред информагентства «Аврора» Нельзин и бывший член Общественной палаты РФ, а ныне руководитель центра социально-политических исследований «Аспект» Фёдоров. Здесь они перечислены в порядке убывания медийного веса, но как именно между ними распределены практические роли, со стороны сказать трудно. По их собственному утверждению, они не предпринимают никаких шагов без согласования с находящимся под стражей «колонелем Шассером». Косвенно это подтверждает одна из последних политических публикаций КРП от 19 сентября, в которой говорится о некоей «единой организации с непререкаемым вождём».
Разругавшись с правофланговыми попутчиками, Стрелков со товарищи повернулись лицом к марксистам (точнее, псевдомарксистам), либо последние сами обратили внимание на «белого офицера». Так или иначе, движение «Левый фронт» некогда популярных у оппозиционной публики Удальцова и Развозжаева приложило руку к пиару нового проекта Стрелкова, в частности, предложив его на «народные праймериз» – опрос среди своей аудитории на самого популярного несистемного кандидата в президенты.
Впрочем, о какой-то фантастической популярности стрелковцев говорить не приходится – скорее наоборот, «успехи» раскрутки нового движения говорят о перегорании интереса к персоне Стрелкова даже среди его постоянных читателей.
Весьма характерна динамика числа последних. Так основная трибуна «народного кандидата», его личный телеграм-канал, за прошедший год потерял около 400 тысяч подписчиков, оставшись только с 600 тысячами. На волне ажиотажа по аресту Стрелкова, временно ставший основным канал его супруги Регинской набрал до 100 тысяч подписчиков, но сейчас уже разорился до 75 тысяч.
Официальный же канал «Русского Движения Стрелкова» может похвастаться лишь 6,5 тысячи постоянных подписчиков, смежные ресурсы имеют и того меньше – около 1,5 тысячи. Справедливости ради, по статистике интересуется новостями РДС гораздо больше людей, порядка 40 тысяч, и всё же для бывшего блогера-миллионника результаты очень скромные. Можно ли с такими информационными ресурсами рассчитывать на массовую поддержку на выборах – вопрос риторический.
«А больше вам, проклятым, ничего не скажу!»
Впрочем, даже будь у Стрелкова по-настоящему широковещательные рупоры, им нечего было бы сказать: предвыборной программы у кандидата от РДС нет. 20 ноября движение опубликовало краткий пресс-релиз по результатам своего первого съезда, в котором приводятся такие планы, как подготовка «широкой программы действий в целях изменения текущего политического и социально-экономического курса» и «предложений об изменении избирательной системы и системы голосования».
В какую сторону предполагается менять эти и другие аспекты жизни страны, остаётся только догадываться. Есть мнение, что Центральный Совет, который в этом же пресс-релизе назван главным руководящим органом РДС, сам толком не знает, потому как Стрелков на этот счёт ничего конкретного не говорил, ограничиваясь критикой нынешнего положения вещей в формате «ситуация стабильно ухудшается».
Ещё одним пунктом плана РДС является «активное участие» в предвыборных кампаниях и выборах на всех уровнях от местного до федерального. Под это как будто бы формируется соответствующая инфраструктура: на первом съезде было утверждено формирование нескольких региональных отделений движения (без указания конкретного количества) и курс на создание общероссийской партии под громким названием «Коалиция Русских Патриотических Сил».
Но это всё – с прицелом на будущее, а пока что всё «участие» стрелковцев в выборах свелось к призывам поддержать «своего» кандидата в депутаты горсовета Красноярска на Едином дне голосования, на фоне жёсткой критики всей избирательной системы. При этом мотивы звучали до боли знакомые: мол, «выборы без выбора», «высокая явка на руку режиму», «не голосуйте, если нет вашего кандидата» и вишенка на торте в виде намёка-предложения написать на бюллетене «Стрелков» в качестве «протеста против выборного фарса».
То есть в этом аспекте РДС идёт по стопам не кого-нибудь, а другого именитого «политзаключённого» – Навального* и его попыток манипулировать ходом выборов. Впрочем, одним учётом практического опыта «либеральной оппозиции» стрелковцы не ограничиваются.
Например, Фёдоров изредка делает одобрительные комментарии в адрес Навального*, в одном из которых вовсе выразил надежду на перерождение последнего в настоящего патриота. А 14 октября РДС ретранслировало (то есть поддержало) предложение защитника Стрелкова Молохова к Федеральной палате адвокатов устроить однодневную забастовку в знак солидарности... с тремя адвокатами Навального*, задержанными по обвинению в экстремизме за передачу на волю политических писем их подзащитного.
Интересный намечается симбиоз. Вполне вероятно, что этими реверансами в сторону «либералов» стрелковцы надеются переманить к себе их ныне бесхозную аудиторию, как и покойный Пригожин немного ранее. С одной стороны, логика в этом есть, ведь речь о нескольких миллионах человек, но с другой стороны, она плохо вяжется с образом честного офицера в белом мундире, который Стрелков беспрестанно пытается натянуть на себя. Впрочем, чтобы реально заинтересовать либеральную публику у него просто не хватит медийного ресурса.
А важнее всего, что по пути Навального* можно прийти только туда же, где он сейчас находится – за решётку. Похоже, что и у Стрелкова всё-таки появились шансы не отделаться по своему делу об экстремизме лёгким испугом. Есть стойкое мнение, что если бы не кипучая деятельность, развёрнутая с его подачи женой и соратниками, то Стрелкова отпустили бы домой после первых двух месяцев ареста, а в итоге всё ограничилось бы штрафом. Но в том и проблема, что «колонель Шассер» не понял намёка и продолжает заниматься ровно тем же самым, за что его поместили в СИЗО.
16 ноября следствие по делу Стрелкова было завершено, и все материалы переданы в суд. Когда начнётся рассмотрение их по существу – пока не ясно, но очевидно, что отныне любые решения будут трактоваться сторонниками Стрелкова как попытки не допустить его кандидатуру до выборов.
* – признан в России экстремистом и террористом.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: