Как отметил президент РФ Владимир Путин по поводу японо-российских отношений, наша страна не сделала ничего для низведения связей двух стран до нынешнего небывало низкого уровня. Этим целенаправленно занимается правительство Японии, которое, следуя за Вашингтоном, буквально обрушило на соседнюю страну вал экономических и иных санкций, подчас опережая в своем рвении даже своего заокеанского суверена. И в этом просматривается не только «наказание» за вынужденное начало нашей страной специальной военной операции на территории бывшей УССР, но и личная месть нынешнего премьер-министра Фумио Кисиды, который еще в бытность министром иностранных дел Японии в кабинете Синдзо Абэ с раздражением не скрывал несогласие с, как он считал, подобострастной и унизительной политикой своего патрона на российском направлении с целью побудить Москву уступить японским требованиям «вернуть» законно принадлежащие России Курильские острова.
О том, как японские власти сворачивали политические и дипломатические контакты, обрушивали торгово-экономические связи, подвергали несуразным санкциям еще недавно популярного в Японии президента Путина и его родных, мы уже писали. Удивительно нашим людям то, как японские власти, занимая столь недружественную позицию в отношении нашей страны вплоть до открытого объявления ее военным противником, да что там, просто врагом, в то же время «требуют» продолжения бессмысленных переговоров о заключении между двумя государствами давно ставшего анахронизмом «мирного договора». При этом, отбросив дипломатический камуфляж, прямо признавая, что без удовлетворения территориальных притязаний на российские земли, этот выполняющий роль приманки договор Японии не нужен. Из раза в раз премьер-министр Кисида, а за ним его прежний и нынешний министры иностранных дел, а также генеральный секретарь кабинета министров в выступлениях в парламенте и на брифингах, как мантру или заклинание, талдычат о необходимости «заключить мирный договор с Россией на основе разрешения территориальной проблемы».
С присущей японцам настойчивостью, если не сказать настырностью, продолжая требовать российские острова и омывающие их богатейшие ресурсами экономические морские зоны, они тут же сопровождают свои призывы к Москве вернуться за стол переговоров заявлениями о дальнейшем ужесточении антироссийских санкций.
У меня, как человека прожившего длительное время бок о бок с японцами и неплохо изучившего их нравы и привычки, такая настырность удивления не вызывает. Но даже меня покоробили слова нового министра иностранных дел Ёко Камикавы, когда она, объявляя о том, что Япония в сотрудничестве с G7 продолжит вводить «предельно жесткие санкции в отношении России», тут же, по сути, потребовала от нашей страны учитывать «экономические интересы своего государства». А именно, продолжать обсуждать «территориальный вопрос», позволять японским рыбакам вылавливать рыбу и добывать ценные морепродукты в российских территориальных водах у Курильских островов, на которые Токио претендует, бесперебойно снабжать Японию дешевыми энергоресурсами, да еще и допускать без виз японских граждан на российскую территорию Курил, как на «свою». И при этом, ссылаясь на то, что, дескать, Россия должна это делать «по-соседски».
Тут уже лопнуло долготерпение российских дипломатов, которые, похоже, до последнего рассчитывали на то, что японские власти образумятся и поймут, что злобная антироссийская политика вредит их же государству и народу. К этому их, полагаю, обязывал и примирительный тон последнего заявления президента Путина о готовности «приоткрывать» окно японо-российских отношений. Но в японских верхах демонстративно проигнорировали слова российского лидера. В Москве на сей раз не замедлили с ответом.
Российские СМИ сообщили, что Москва будет жестко реагировать на любые новые выпады Токио. «На любые новые конфронтационные выпады японских властей Российская Федерация будет и впредь реагировать максимально жесткими и чувствительными для Японии контрмерами, руководствуясь исключительно собственными национальными интересами», — подчеркнули в дипломатическом ведомстве России.
Комментируя недавние высказывания японского руководства о том, что Токио продолжит придерживаться в отношениях с Москвой курса на решение территориальной проблемы и заключение мирного договора, в МИД указали, что «после начала специальной военной операции в феврале 2022 года правительство Японии проводит откровенно враждебный курс в отношении России». «Множатся "пакеты" нелегитимных санкций, в японском обществе целенаправленно разжигаются русофобские настроения, у дальневосточных рубежей нашей страны наращивается совместная с США и странами НАТО военная активность, в том числе с отработкой применения ударных вооружений, включая ядерное, оказывается прямая материально-техническая помощь киевскому режиму», — указали в министерстве.
В МИД отметили, что в таких условиях российская сторона не видит никакой возможности продолжать с Токио имевший место ранее диалог о заключении основополагающего документа, цель которого заключалась в заложении фундамента для долгосрочных добрососедских отношений».
Заметим, что при всей жёсткости заявления в нём вновь сделана «прокладка», о том, что переговоров не будет «в таких условиях». Автору этих строк уже доводилось разъяснять, что для японцев такая оговорка важна, как свидетельство того, что Москва, дескать, не закрывает окончательно вопрос о Курилах, а лишь приостанавливает переговоры. А то, что официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила о «закрытии вопроса о переговорах о мирном договоре», опять-таки представляется как решение « в нынешних условиях».
А посему повторим наше предложение расставить окончательные точки нал «i», сделав чёткое и определённое правительственное заявление в виде дипломатической ноты о том, что российская сторона не признаёт любые претензии японского государства на российские земли, считая, что в российско-японских отношениях отсутствует какой-либо «территориальный вопрос».
И ещё. К сожалению, как уже отмечалось, некоторые государственные информационные агентства продолжают использовать в своих материалах клише о том, что-де «отношения России и Японии долгие годы омрачает отсутствие мирного договора». В действительности же, отношения омрачают не «отсутствие мирного договора», а инспирированные в свое время Вашингтоном незаконные реваншистские притязания японских властей на Курильские острова, возвращенные Советскому Союзу при согласии союзников – США и Великобритании.
Тем, кто все еще вынашивает идею «купить» японскую дружбу ценой территориальных уступок, напомним, что в Японии в понятие «исконные северные территории» включается отнюдь не только Малая Курильская гряда (Шикотан и Плоские, Хабомаи по-японски), но и все Курилы до Камчатки и южная половина русского острова Сахалин, упорно именуемая японцами «губернаторством Карафуто»...
Фото: osnmedia
Читайте нас: