Российские дроны уничтожают украинские танки один за другим, пишет Forbes. Всего за неделю ВСУ потеряли пять машин Leopard 2. От беспилотников практически невозможно скрыться, отмечает автор статьи. Это обстоятельство не оставляет Украине шансов.
Российские войска подбили еще два украинских танка Leopard 2. Соответственно, это уже четвертая и пятая машина такого типа, потерянная ВСУ всего за неделю на одном лишь участке 1000-километровой линии фронта на Украине.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Эти уже подтвержденные потери машин Leopard 2 произошли в Запорожской области на юге Украины, где ведущую роль в последнее время взяла на себя 33-я механизированная бригада ВСУ — единственный пользователь первых сорока 69-тонных Leopard 2A4, полученных Украиной от своих европейских союзников этой весной. Эта бригада заменила истощенную 47-ю механизированную бригаду через четыре месяца после начала контрнаступления ВСУ на юге Украины.
"Потери противника на этом направлении составили 85 человек личного состава, три танка, в том числе две машины Leopard, четыре боевые бронированные машины и две автомашины", — сообщили в четверг российские государственные СМИ.
Министерство обороны России часто дает неточную информацию о потерях Украины, так что здесь можно было бы и усомниться. Но обратите внимание: есть видео, на котором, по-видимому, запечатлен как минимум один из недавних ударов по Leopard 2.
Резкий рост потерь украинских Leopard 2 не является неожиданным. По мере того как 33-я бригада вступает в более тесный ежедневный боевой контакт с российскими войсками на линии Вербовое — Мелитополь в занятой Россией части Запорожья, ее батальон машин Leopard 2, укомплектованный не менее чем 30 боеспособными танками, подвергается все большему смертельному воздействию русских мин, артиллерийским обстрелам и что самое опасное — атакам множества российских управляемых операторами дронов-камикадзе, несущих ударные заряды взрывчатки.
Похоже, что именно дроны "виновны" в большинстве из пяти недавних поражений танков Leopard 2A4. Увеличение количества российских беспилотников может стать еще одним важным фактором роста потерь 33-й бригады. Над Запорожьем висит все больше российских FPV-дронов.
Килограммовый FPV-дрон, несущий полукилограммовый боевой заряд, не является очень мощным противотанковым оружием, объяснил Сэмюэл Бендетт (Samuel Bendett), старший научный сотрудник программы Европы, России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
"FPV-дроны — не самое надежное оружие, поскольку не каждое его попадание приводит к реальной гибели танка, — сказал Бендетт. — Иногда требуется несколько ударов дронами, чтобы уничтожить такую большую и хорошо защищенную цель, как танк, в то время как мощная противотанковая ракета может сделать эту работу одним попаданием".
Но FPV-дроны часто атакуют группами. Первый удар повреждает танк, по возможности, обездвиживая его. Последующие атаки постепенно его разрушают.
Само собой разумеется, что чем больше дронов имеет армия, тем больше дронов она может позволить себе использовать против одной машины. За год решительных усилий Кремль значительно расширил внутреннее производство небольших дронов, а также подготовил целый корпус квалифицированных операторов БПЛА.
Как только создается промышленная и кадровая инфраструктура вокруг дронов, армии будет легко увеличить численность парка FPV-беспилотников. "FPV широко распространены из-за их низкой стоимости — порядка 400-500 долларов за дрон — и обе стороны военного конфликта на Украине поставляют их в войска многие тысячи в месяц, — сказал Бендетт. — Так мы наблюдаем насыщение дронами поля боя".
То, что происходит сейчас над Запорожьем, было практически неизбежным, поскольку Москва серьезно взялась за развертывание армии своих FPV-беспилотников на фронте. Из-за российских дронов, от которых практически невозможно скрыться, для любого украинского танкиста стало крайне опасным выдвигаться из укрытия и двигаться по полям или дорогам, особенно в дневное время. И танкисты 33-й механизированной бригады наверняка хорошо понимают эту жестокую реальность.
Следует пояснить, что при всем этом Украина вряд ли быстро исчерпает свои резервы танков западного производства. Недавний всплеск потерь танков в ВСУ несколько диссонирует с общим успехом Украины в сохранении парка западных танков, который на данный момент включает 40 немецких Leopard 2A4 и 21 Leopard 2A6, несколько десятков Leopard 1A5, десять Strv 122 из Швеции, 14 единиц Challenger 2 из Великобритании и 31 машина М-1А1 американского производства. Запланированы поставки дополнительных партий Leopard1 и Leopard 2.
За четыре месяца тяжелых боев украинцы потеряли семь Leopard 2A4, три Leopard 2A6 и один Challenger 2. Одиннадцать западных танков из примерно 150, поставленных союзниками Киева.
Между тем поврежденные танки, как правило, не остаются потерянными. "Хотя некоторые из них были окончательно утрачены, скорость восстановления была достаточно высокой: поврежденные машины быстро ремонтировались и возвращались в строй", — отметил Николас Драммонд (Nicholas Drummond), британский эксперт по бронетанковой технике.
Но бесспорно, уровень потерь бронетехники для Украины становится значительно выше. Чтобы сохранить свои лучшие танки в течение следующего года боевых действий, украинцам необходимо лучше защищать их от дронов.
Это может означать три вещи: развертывание большего количества мобильных зенитных орудий, включая "Гепарды" (Gepard) немецкого производства, удвоение количества устройств РЭБ, которые могли бы глушить сигналы управления дронами, а также нацеливание атак на подразделения дронов до того, как они смогут запустить свою смертоносную маленькую летающую машину.
"Обе стороны стараются как можно быстрее адаптироваться к постоянно растущей угрозе со стороны FPV-дронов", — сказал Бендетт.
Но операторы дронов тоже приспосабливаются к такой адаптации. Первое поколение FPV-дронов для уничтожения танков в основном включало модели весом всего в пару килограммов, в которых полезная нагрузка составляла только половину.
Теперь дроны становятся больше и несут боевую нагрузку до 5 килограммов. Такой удар может нанести противнику гораздо больший ущерб, чем полкилограмма взрывчатки.