Проблема миграции оказалась в центре внимания российского общества. СМИ и блогеры наперебой рассказывают о постоянных инцидентах с мигрантами, представителями этнических диаспор, саркастически называя их вслед за чиновниками «ценными специалистами», потребностью в которых де и обусловлена мягкая миграционная политика.
Корень проблем общество видит в коррумпированности чиновников и жадности предпринимателей, которые не хотят платить нормальные зарплаты местным жителям, предпочитая непритязательных Равшанов и Джамшутов.
Во многом это питает бытующее у обывателя убеждение, что цена на реализуемые товары и услуги, как и зарплаты работников, регулируются исключительно хотелками коммерсантов. На самом же деле законы рынка (баланс спроса и предложения, конкуренция) работают. Чем выше зарплаты сотрудников, тем выше и цена на продукцию, которую россияне же приобретают. Ведь в убыток себе, понятно, никто работать не будет.
Но главное даже не в этом. Российские «аборигены» в массе своей просто не хотят идти на тяжелые и малопрестижные работы даже при вполне достойных зарплатах. Собственно, с этой проблемой сталкиваются практически все высокоразвитые страны и хорошая новость в том, что миграционная проблема, может, наглядней всего показывает, что Россия вошла в их число (туда, где бедность, мигранты не стремятся).
С позволения читателей автор приведет фрагмент своего материала, опубликованного в 2012 в интернет-издании
«То, что, несмотря на все меры, поток иммигрантов в Европу и не думает сокращаться, наглядно подтверждает, что интерес у «сторон» обоюдный. Однако дело не только в демографии, ведь уровень безработицы практически во всех странах ЕС весьма высок. Им нужна именно дешевая и непритязательная рабочая сила, чтобы заполнить непрестижные вакансии, которыми пренебрегают «аборигены». Поэтому жесткое, формально запретительное иммиграционное законодательство на самом деле служит для регулирования процесса.
Проблема в том, что приехавшие издалека мигранты стремятся закрепиться на новом месте, перевезти свои семьи, обрести легальный статус, а со временем и гражданство. Не менее важно то, что они стремятся со временем повысить свой социальный статус, найти более оплачиваемую и престижную работу, открыть собственное дело. (И в Европе на рынках и в мелкой торговле господствуют, извините за некорректный термин, «черные» — «белые» туда просто не идут!) Поэтому необходим приток все новых и новых мигрантов.
Причем число осевших растет в геометрической прогрессии, уже выходя за пределы «контролируемого». Укоренившийся иммигрант, уже полноправный гражданин благополучного европейского государства, приглашает сюда подлинных и мнимых родственников в порядке воссоединения семей или находит знакомому земляку престарелую фрау, для которой дополнительные несколько тысяч евро за пару визитов в Standesamt (немецкий загс) отнюдь не лишние.
Часто успевший открыть свое дело иммигрант становился гарантом предоставления работы для нового гастарбайтера. И т. д. и т. п. А спустя несколько лет те, кто перебрался на благодатное место жительства с помощью своих предшественников, уже сами начинают содействовать с переездом и обустройством своим родственникам и землякам.
А чем больше диаспора, тем сложнее идет интеграция. Её члены в основном варятся в собственном соку (часто и на работе), ведь и «аборигены» не сильно стремятся принять их в свой круг, а на «предателей» оказывается сильное моральное и не только давление — часто диаспоры берут под опеку этнические криминальные группировки и бороться с этим практически невозможно — нередко в заложниках члены семей мигрантов на родине.
Многочисленные же диаспоры, состоящие из полноправных граждан, становятся влиятельной силой, на них уже ориентируются политические силы, в частности, в Германии лоббистом турецкой диаспоры и мигрантов в целом являются “зеленые”».
Согласимся, как будто про сегодняшнюю Россию написано, разве что проблемы безработицы у нас практически нет. Есть всегда и везде неизбежные сложности с трудоустройством по отдельным специальностям, желательной зарплате, как и люди, которых «не для работы мама родила».
Стране действительно не хватает рабочих рук (и голов), что ощутимо тормозит её экономическое развитие и сокращением мер социальной поддержки для трудоспособных, но неработающих (они в России и так предельно скромные) проблемы не решить. Демографическая же ситуация (которая сама по себе является ещё более глобальной проблемой) не дает никаких положительных перспектив.
И в этом контексте напомню сказанное не так давно Владимиром Путиным, который ответил ностальгирующим по былому «единому и могучему»: «Восстанавливать Советский Союз бессмысленно, невозможно и бессмысленно по целому ряду причин, и даже нецелесообразно, имея в виду, скажем, демографические процессы в некоторых республиках бывшего Советского Союза. Иначе мы можем столкнуться и с социальными вопросами, которые будет невозможно решить, и даже с некоторыми вопросами размывания такого государствообразующего этнического ядра».
Но ныне получается, что Советский Союз возрождается уже в границах нынешней Российской Федерации за счет концентрации тут населения бывших «братских республик», что делает озвученные президентом угрозы куда более реальными и ощутимыми, чему способствует и нынешнее российское законодательство.
Ведь единственным ограничителем являются квоты регионам на выдачу разрешений на временное проживание (которые в ручном режиме регулируют процесс), но после их получения стать российским гражданином — лишь вопрос времени и терпения.
В отношении же выявленных нелегалов часто объявляются амнистии, обусловленные соображениями развития отношений с их странами, бывшими советскими республиками (чтобы не обиделись).
Уверен, необходим кардинальный пересмотр этой практики. В миграционной политике, как и во всём остальном, следует руководствоваться сугубо своими интересами, без оглядки на чьи-то обиды и стенания про вечную дружбу.
Поскольку же эти интересы требуют наличия дешевой и непритязательной рабочей силы, и от этого никуда не деться, то приблизительный порядок её привлечения предлагаю следующий.
Работники недефицитных специальностей (формулировка может быть и иной) могут работать в России хоть всю жизнь, но не более 6, максимум 7–8 месяцев в течение календарного года. Такое ограничение должно препятствовать укоренению гастарбайтеров в России, с другой стороны — способствовать сохранению их социализации на родине, сохранению связей с семьями. В конце концов, работать примерно такое время вдали от дома приходится представителям многих профессий, к примеру, морякам.
Следует установить, что они могут въезжать на территорию РФ только с уже подписанными контрактами (а не искать потенциальных работодателей на месте), заключенными через уполномоченные структуры. В этих контрактах четко прописать права и обязанности сторон, включая место работы и размер зарплаты работника. Занесение таких контрактов в единую базу данных позволит сотрудникам контролирующих органов оперативно проверять их соблюдение.
Также в них должно быть указано, что члены семей гастарбайтеров всё время действия контракта не могут пребывать в РФ более одного месяца непрерывно, не более двух раз в год (причины те же, что и выше — дом гастарбайтера должен быть на родине). Ныне несовершеннолетний ребенок получившего РВП также получает его автоматически. Отдельный вопрос — в случае беременности «гастарбайтерши» контракт немедленно прерывается, и она возвращается домой.
Отмечу, что норма о гражданстве на основании рождения на территории РФ, носит весьма ограниченный характер: если «государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство». Хотя и эту лазейку стоило бы устранить.
Принятие такого порядка позволит, во-первых, не допустить угрозы национальной идентичности, которая неизбежна при ставке на приезжающих на ПМЖ. При этом позволит компенсировать демографический дефицит работоспособного населения и обеспечить российскую экономику действительно дешевой рабочей силой, даже при номинально не меньшей, чем у «аборигенов», зарплате за аналогичную работу.
Гастарбайтер обойдется местом в общежитии, государству не требуется поддерживать семью гастарбайтера (часто многодетную) социальными, выплатами, нет нужды финансировать медицинское обслуживание и обучение его детей и т. д.
Усиление ответственности за нарушение миграционного законодательства, также будет весьма эффективной мерой, ведь рано или поздно мигрант-нелегал отправится домой, а значит, будет задержан на границе и год-два неизбежного заключения (ныне наказание, как правило, ограничивается высылкой из России и запретом на последующий въезд) сделают для него нарушение условий контракта просто экономически нерентабельным.
Наконец, возможна и такая профилактическая мера, как перевод 20–25 процентов заработанных гастарбайтером денег на специальный счет, снять с которого их он сможет на родине лишь по истечении контракта (при условии его выполнения, по крайней мере, в части соблюдения российского законодательства).
Конечно, на сто процентов перекрыть все лазейки не в состоянии ни одно законодательство, но, думаю, сузить их до безопасного уровня предлагаемые меры вполне могут.
Что же касается ценных специалистов, то нынешний список профессий, дающих право на РВП и прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке выглядит чрезвычайно широким.
Так, в него входит практически вся «номенклатура» педагогических работников, сантехники, сварщики, трактористы и т. п. Или вот — сборщик микросхем. Автор, работавший в электронной промышленности (правда, очень давно), свидетельствует: обучить ей можно любую девочку за несколько месяцев.
Проблема дефицитности подавляющего большинства специальностей из этого списка не в сложности и длительности их получения, а в нехватке желающих на них работать, что, собственно ,и является главным драйвером миграции в целом. Та же сборщица микросхем должна всю смену не отрывать глаза от микроскопа, что весьма утомительно. Но что мешает ей уволиться на следующий день после получения гражданства?
И рискнет ли кто утверждать, что среднестатистическому Равшану не по силам освоить профессию сантехника, как и то, что, получив её, он станет полностью ментально и культурно интегрированным россиянином, абсолютно чуждым тем же идеям исламского фундаментализма?
Назовем вещи своими именами: никакой интеллектуальной пропасти между грузчиком и сантехником или трактористом нет. Поэтому и эти категории должны у нас работать строго на условиях приведенного выше контракта.
Нахождение баланса между экономическими потребностями страны и обеспечением, извините за неполиткорректное выражение, этнической безопасности не снимает рассмотрения иммиграции как важнейшего ресурса решения демографической проблемы путем привлечения уже на постоянное проживание и превращение в полноценных граждан РФ культурно, ментально близких людей. Да и просто, называя вещи своими именами, качественного человеческого материала.
На это направлена «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», но она распространяется только на тех, кто выберет для проживания участвующие в программе регионы, естественно, относящиеся к наиболее проблемным в демографическом и экономическом плане.
Те же, кого это не устраивает по тем или иным причинам, вынуждены претендовать на российское гражданство на общих основаниях с Равшанами, причем у последних почему-то это получается лучше.
Называя вещи своими именами, ныне госпрограмма ориентирована только на тех, кто пребывает в сложной материальной ситуации либо подвергается ощутимой дискриминации из-за своего происхождения. Для социально благополучных людей с востребованными специальностями и достойными заработками в нынешних странах пребывания (а это в значительном числе действительно ценные специалисты) она попросту неинтересна.
Поэтому и воспользовались ею за 16 лет лишь около 1 млн. человек, притом что оценивают российскую диаспору в мире приблизительно в 20–30 млн. человек. Только в Казахстане остается около 4 млн. человек, подпадающих под категорию «соотечественники».
Думаю, это неправильно. Все соотечественники, обозначенные в программе, должны иметь возможность переехать в Россию со свободным выбором места проживания по предусмотренной программой процедуре с изначальным уравниванием в экономических и социальных правах с гражданами РФ. Градация может быть лишь в мерах поддержки в зависимости от выбранного региона.
И, наконец, об иммиграции вообще — для любого иностранного гражданина, пожелавшего перебраться в Россию, естественно, при правильном отборе претендентов. Ведь, скажем, и США достигли пика своего могущества в огромной степени благодаря иммиграции из Европы в XIX–XX веках (потомков первых переселенцев будем считать коренным населением собственно для государства США), оставшись при этом страной со своими изначальными традициями и менталитетом, переварив всех в своем «плавильном котле» (то, что происходит в США сейчас, уже другая история).
Есть все основания считать, что и Россия переварит мигрантов из стран христианской культуры, как переварила многочисленных переселенцев оттуда в царские времена. Сегодня в России уже обитают десятки тысяч граждан стран нынешнего «золотого миллиарда», причем это не только те, кто приехал на время поработать по предложенным контрактам.
Все больше жителей Европы, США и ЮАР видят в России потерянный рай, «Запад, который они потеряли» — без ЛГБТ, BLM, политкорректности, зеленой повестки и прочего всепобеждающего там маразма.
Массовая миграция в США носила в основном экономический характер, ехали за лучшей долей, то есть основной поток иммигрантов составляли люди бедные, а значит, не особо квалифицированные. При политической же эмиграции бегут представители всех социальных слоев. Впрочем, и экономические основания могут появиться куда быстрей, чем многим представляется.
И это дает возможность заполучить лучших специалистов в наиболее важных сферах, да и в целом регулировать процесс в нужном для себя ключе по количеству (чтобы не было перебора) и качеству иммигрантов, что, к слову, делают по сей день США, еще не до конца потерявшие миграционную привлекательность.
Напрашивается балльная система оценки потенциальных мигрантов, исходя из профессии, квалификации, возраста, страны происхождения, вероисповедания, по которым также должна быть своя градация и т. п. Учитывая деликатность отдельных пунктов, в целом система расчета «проходного балла» должна носить закрытый характер.
Должна она учитывать и систему политических взглядов претендента, которую во времена Интернета и соцсетей несложно определить. Либералы пусть остаются наслаждаться миром своей мечты.
И хотя пока очереди у российских консульств в западных странах кажутся фантастикой, все может измениться очень быстро. Механизмы нужно готовить уже сейчас, тем более что и сейчас желающих немало, но существующий механизм оформления переезда останавливает многих.
Александр Фидель,
Читайте нас: