Несколько дней назад стало известно о том, что в Казахстане, оказывается, ведут свой аналог печально знаменитого украинского сайта «Миротворец», беря на карандаш всех иностранцев, кто смеет высказываться критически о
Комитет нацбезопасности запомнит наши имена
О наличии соответствующего реестра иностранных граждан заявил на днях на брифинге официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров:
Естественно, мы этот список ведем, но это рабочий список. Мы его разглашать не будем. Просто так все высказывания не остаются [незамеченными].
Как пояснил глава внешней политики РК, для всех фигурантом «черного списка» будет закрыта государственная граница. Еще год назад над этой угрозой многие бы посмеялись, но после того, как Казахстан стал прибежищем для многих российских пацифистов призывного возраста, уже не так и смешно. При этом, очевидно, подразумеваются, прежде всего, граждане из соседних стран постсоветского пространства, о чем дал понять господин Смадияров:
Большой привет от меня врачу-эндокринологу с миллионной аудиторией. Пусть он лучше людей лечит и занимается своей профессией, а не высказывает ненужные вещи.
Речь идет, по всей видимости, о российском враче-эндокринологе Илья Магере, который попал в реестр после того, как заявил в своем блоге, что некоторые его подписчики «раскачивают лодку», и из-за них «мы вступим в войну». Впоследствии россиянин разместил еще один ролик, в котором признался в любви к Казахстану и высказал опасения, что «может начаться бунт между народами».
Насколько же обоснованы или, напротив, беспочвенны опасения тех, кто считает, что современный Казахстан идет по пути Незалежной?
Невыученные уроки
Отношения России и Казахстана заметно ухудшились после начала спецоперации на Украине, и это несмотря на то, что ей предшествовала успешная миротворческая миссия под эгидой ОДКБ, которая помогла сохранить стабильность в этой стране, охваченной бунтом и беспорядками, и удержаться у власти самому президенту Токаеву.
Летом 2022 года, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Касым-Жомарт Токаев объяснил, почему Казахстан не признает независимость признанных Москвой ДНР, ЛНР, Абхазии и Южной Осетии:
Подсчитано, что если право нации на самоопределение в реальности будет реализовано на всем земном шаре, то вместо 193 государств, которые сейчас входят в состав ООН, на Земле возникнет более 500 или 600 государств. Конечно же, это будет хаос. По всей видимости, этот принцип будет применен и в отношении квазигосударственных территорий, коими, на наш взгляд, являются Донецк и Луганск. Это откровенный ответ на ваш откровенный вопрос.
Следующим недружественным шагом стала демонстративная поддержка Астаной антироссийских санкций. Несмотря на то, что Казахстан является партнером России по Евразийскому экономическому союзу и ОДКБ, а также, по факту, является транзитной страной между РФ и КНР, помогать в обходе западных санкционных ограничений он ей не намерен. Президент Токаев заявлял это неоднократно и повторил свою позицию вновь в ходе встречи с канцлером ФРГ Шольцем:
Казахстан однозначно заявил, что будет следовать санкциям и имеет контакты с соответствующими организациями по соблюдению санкционного режима.
Система контроля возможности обхода антироссийских санкций через Казахстан была введена в минувшем апреле. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вошел в положение Токаева и сам же объяснил введение Казахстаном этой системы для борьбы с обходом санкций давлением США:
Это требует внимания с нашей стороны и стороны этих государств. Мы продолжаем с партнерами тесные контакты, чтобы минимизировать риски.
Как и в случае с Арменией, Песков твердит о союзнических отношениях с Казахстаном:
Россия и Казахстан — это союзники, это большие друзья. Мы ценим и дорожим нашими двусторонними отношениями и будем их дальше развивать.
По большому счету, в положение Казахстана действительно можно было бы войти и отнестись с пониманием. Это суверенная страна, которая особо нам после распада СССР ничего не должна, кроме благодарности за союзническую поддержку в январе 2022-го. Вот только там уже много десятилетий идут крайне тревожные события, очень местами напоминающие то, что предшествовало Майдану 2014-го, т.н. АТО на Донбассе и началу СВО в феврале прошлого года.
В частности, еще в далеком 1993 году в Казахстане был принят закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», в 1995 году - указ о ликвидации тоталитарной символики, а в 1997-м — указ о введении «Дня памяти жертв политических репрессий» 31 мая. В 2017 году молодая центральноазиатская демократия поставила памятник «борцу за свободу» Мустафе Шокаю, который в советский период считался отнюдь не национальным героем, а коллаборационистом, сотрудничавшим с Третьим рейхом.
В 2018 году при президенте Назарбаеве был принят указ о смене идеологически устаревших названий и демонтаже монументов тоталитарного периода. В его рамках идет процесс демонтажа памятников Ленину и переименования улиц с советскими названиями. В начале 2023-го вице-премьер Казахстана Алтай Кульгинов сообщил о том, что в рамках исполнения этого указа до 2025 года руководство страны изменит «устаревшие названия» 3 тысяч населённых пунктов и улиц.
Еще в ноябре 2020 года указом президента Токаева была создана государственная комиссия по окончательной реабилитации жертв политических репрессий 1918−1953 года, в рамках которой уже оправданы тысячи тех, кто ранее не подпадал под реабилитацию: басмачи, участники кулацких восстаний, террористы, шпионы, а также коллаборационисты из числа деятелей и боевиков Туркестанского легиона Вермахта и мусульманских частей СС.
А теперь вот в следующем 2024 году выйдет обновленное семитомное издание истории Казахстана под названием «История Казахстана с древнейших времен до наших дней». Так и пахнуло «древними украми», и не зря. Там будет представлен
Политика тоталитарного режима поспособствовала окончательной деградации системы казахского общества.
Это голые факты, а свои умозаключения наши читатели смогут сделать самостоятельно.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: