Президент Российской Федерации Владимир Путин на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил, что человечество движется не к новому противостоянию блоков стран, оно на пути к синергии государств и цивилизаций, а перед Россией, по сути, стоит задача строительства нового мира.
В своей речи глава государства перечислил принципы, на которых должны быть основаны международные отношения, констатировал, что колониальная эпоха завершилась и никогда не вернется, и напомнил: Россия не начинала «так называемую войну на Украине», а пытается ее закончить.
Российский лидер
Первый — открытый мир: «Мы хотим жить в открытом, взаимосвязанном мире, в котором никто и никогда не будет пытаться возводить искусственные барьеры, на пути общения людей их творческой реализации и процветания должна быть безбарьерная среда».
Второй — многообразие цивилизаций, которое должно стать «фундаментом всеобщего развития»: «Навязывание любой стране или народу, как им жить, как чувствовать себя, должно быть запрещено».
Третий — совместные решения: «Никто не имеет права, да и не может управлять миром за других или от имени других. Мир будущего — это мир коллективных решений. Не один решает за всех, и не все решают обо всем, а те, кого непосредственно касается тот или иной вопрос, договариваются о том, что и как надо делать».
Четвертый — всеобщая безопасность и прочный мир: «Гармония в этой сфере достижима, надо просто отбросить гордыню, спесь и перестать смотреть на других как на партнеров второго сорта».
Пятый — справедливость для всех: «Эпоха эксплуатации кого бы то ни было в прошлом. Всем должен быть обеспечен доступ к благам современного развития, и попытки его ограничить для любой страны или народа должны рассматриваться как акт агрессии».
Шестой пункт — равноправие: «Больше никто не готов подчиняться, ставить свои интересы в зависимость от кого бы то ни было, прежде всего от более богатых или сильных. Это квинтэссенция всего исторического опыта человечества».
Также Владимир Путин высказался о конфликте на Украине. Россия не начинала украинский конфликт, она пытается его завершить: «Я не раз говорил о том, что мы не начинали так называемую войну на Украине. Напротив, мы пытаемся ее закончить».
Москву не интересует присоединение новых территорий: «Украинский кризис не территориальный конфликт. Россия — самая большая и крупная по территории страна в мире. Нет у нас никаких интересов с точки зрения отвоевывания каких-либо территорий, нам еще осваивать и осваивать и Сибирь, и Восточную Сибирь, и Дальний Восток. Это не территориальный конфликт и даже не установление регионального геополитического баланса. Речь о принципах, на которых будет базироваться новое мироустройство».
Глава государства отметил, что Россия против блоков и гегемонов. В начале XXI века все надеялись, что государства и народы извлекли уроки из конфронтации предыдущего столетия, «осознали ее пагубность», но оказалось, что это не так: «США и их сателлиты твердо взяли курс на гегемонию — военную, политическую, экономическую, культурную, даже морально-нравственную, ценностную».
Россия после распада Советского Союза со «всей энергией и доброй воли» включилась в строительство нового мира, но некоторые восприняли это «как согласие на то, что новый порядок будет строиться теми, кто провозгласил себя победителями в холодной войне». В результате Москве пришлось отвечать на постоянное, нарастающее давление.
Москва выступает против блокового подхода, который является «ограничением прав и свобод на собственное развитие», и против так называемого мира, основанного на правилах: «Это просто дурь какая-то, чушь».
«Прочный мир установится только тогда, когда все станут чувствовать себя в безопасности, понимать, что их мнение уважается и что в мире существует равновесие, когда никто не способен по собственному желанию принудить остальных жить так, как это угодно гегемону. В такой схеме само понятие гегемона просто отрицается, выбрасывается на помойку».
Кроме того, президент Российской Федерации рассказал о синергии цивилизаций. Сейчас перед Россией «стоит, по сути, задача строительства нового мира». Она в новой концепции внешней политики неслучайно определяется как «самобытное государство-цивилизация»: «В такой формулировке четко и емко отражено то, как мы понимаем не только наше собственное развитие, в ней основные принципы мирового устройства». «Цивилизаций много. И ни одна из них не лучше и не хуже другой. Они равноправны как выразители чаяний своих культур и традиций своих народов». «Человечество движется не к фрагментации на конкурирующие сегменты, не к новому блоковому противостоянию, чем бы его ни мотивировали, не к бездушному универсализму новой глобализации, а напротив — мир находится на пути к синергии государств, цивилизаций, больших пространств, общностей, осознающих себя именно таковыми».
Читайте нас: