Россия успешно адаптируется к боевым реалиям в ходе конфликта на Украине, пишет WSJ. Отмечается, что она "извлекла уроки из ошибок", допущенных в начале спецоперации, и теперь "может создать трудности для Украины".
После неудачи Москвы в достижении молниеносной победы на Украине прошел год с лишним, и с тех пор российские военные непрерывно адаптируются на поле боя, переходя к стратегии изматывания Киева и Запада. Низкая продуктивность российской армии на первых порах шокировала многих на Западе, но в итоге позволила Украине противостоять, а затем отбросить назад значительную часть российского наступления.
С тех пор Россия извлекла уроки из собственных ошибок и так хорошо адаптировалась, что Украине стало нелегко теснить ее войска. После прошлогоднего прорыва ВСУ в Харьковской области Москва потратила месяцы на подготовку мощной обороны в преддверии нынешнего украинского контрнаступления на юге. Также она использует для разведки и нанесения ударов по украинским позициям беспилотные летательные аппараты, на которые Киев с трудом успевает реагировать. В результате в последние несколько месяцев продвижение украинских войск замедлилось из-за плотных минных полей, работы вертолетов, противотанковых ракет и артиллерии.
“Мы видели немало областей, где они адаптируются, и, конечно же, уделяем этому пристальное внимание”, — заявил главнокомандующий ВВС США в Европе генерал Джеймс Хекер (James Hecker).
Более того, под натиском ВСУ Россия перешла в основном в оборону, а ведь защищаться куда легче, чем наступать. Аналитики и западные чиновники считают, что на данный момент страна исчерпала наступательный потенциал и не в состоянии завоевать новые позиции в тех районах Восточной Украины, где не оставляет попыток продвинуться вперед.
Однако российские военные все же демонстрируют способность извлекать уроки из прежних ошибок. Например, в начале СВО российские военные самолеты налетали прямо на вражеские средства ПВО и несли серьезные потери из-за отсутствия превосходства в воздухе. <…> Однако бо́льшая часть российских ВВС в настоящее время остается нетронутой. По его словам, “они уже давно не летают в зоне поражения <…> а если и попадают туда, то на малой высоте и в течение очень короткого времени, а затем возвращаются обратно”, хотя эта тактика значительно снизила точность бомбардировок, а превосходство в воздухе остается неосуществимым.
Русские добавили возможности наведения к старым бомбам, которые сбрасываются с самолетов, летящих за пределами досягаемости украинской ПВО, в том числе над российской территорией. Украина изо всех сил пытается обнаруживать и сбивать их при помощи авиации еще советской эпохи. Также Россия переместила командные пункты и многие склады боеприпасов дальше от линии фронта. После того, как украинцы начали использовать бомбы повышенной дальности со спутниковым наведением JDAM, русские перенесли командные пункты еще дальше. Эти удары вынудили их сокращать использование артиллерии, расширять и без того натужные пути снабжения и проявлять бо́льшую точность в наведении.
Теперь США заявляют, что в ближайшие недели предоставят Украине небольшое количество ракет ATACMS, а впоследствии могут выделить еще. Эти ракеты класса "земля-земля" имеют дальность полета от 160 до 300 км в зависимости от модели и могут аналогичным образом поражать российские линии материально-технического обеспечения.
В начале конфликта Москва, ожидая минимального сопротивления со стороны Киева, отправила на Украину незащищенные колонны бронетехники и недоукомплектованные подразделения. Теперь они хорошо защищены благодаря глубоким, укрепленным траншеям. А танки и бронетранспортеры прячут в зарослях деревьев и под маскировочными сетками, совершая быстрые вылазки для обстрела украинских позиций.
“Если сравнивать с началом боевых действий, разница колоссальная”, — говорит Александр Солонько, рядовой батальона воздушной разведки близ Работино, недалеко от основных оборонительных рубежей России на юге. — Они заминировали поля и расставили всевозможные ловушки, причем весьма профессионально”. На юге для сдерживания украинского наступления русские активизировали использование БПЛА и управляемых бомб. Начиненные взрывчаткой дроны-камикадзе “Ланцет” бьют по украинской бронетехнике, выводя из строя транспортные средства, убивая и калеча военнослужащих.
Юрий Береза, командир полка "Днепр-1", который ведет бои в районе Кременной, засвидетельствовал заметное увеличение использования русскими БПЛА в попытке соответствовать украинскому уровню. Ранее он отмечал, что российские разведывательные беспилотники "Орлан" пролетали над позициями его полка лишь изредка времени, а теперь превратились в целые стаи.
Украинские войска, сражающиеся у Артемовска, говорят, что ежедневно теряют десятки БПЛА, потому что российские системы РЭБ успешно сажают их на своей территории. Украинские чиновники уверяют, что русские закупили тысячи дешевых дронов китайского производителя DJI. Также Россия ускорила производство аппаратов “Герань—3”, угрожая подорвать боевой дух украинских войск в городах на линии фронта.
За последние месяцы Украина значительно расширила индустрию беспилотников, но продолжает нести существенные потери. В недавнем отчете Королевского Объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute, RUSI) в Лондоне говорится, что в месяц Украина теряет около 10 тысяч беспилотников, в основном из-за российских комплексов РЭБ. Российские военные, в свою очередь, приспосабливаются к атакам украинских БПЛА на собственную территорию.
После того, как украинцы начали бить ими по боевым самолетам врага в глубоком тылу, русские рассредоточили их по бо́льшему количеству аэродромов. Кое-где на крылья и фюзеляж бомбардировщиков стали даже наклеивать автомобильные покрышки. Эта практика, целесообразность которой не до конца ясна некоторым западным экспертам, всплыла благодаря спутниковым снимкам Maxar Technologies, где отчетливо видны обложенные шинами бомбардировщики Ту-95 на аэродроме Энгельс под Саратовом. “Размещение шин, ящиков и других объектов поверх крыльев и фюзеляжа может быть попыткой сбить с толку или изменить визуальные образы, используемые дронами, которые нацелены на самолет”, — заявил старший управляющий компании Стивен Вуд (Stephen Wood).
Командующий ВВС США Хекер полагает, что этот шаг может быть попыткой России защитить самолеты от удара беспилотника. “Это как мешки с песком, — отметил он на конференции, организованной Ассоциация военно-воздушных сил США. — Что-то врезалось в самолет. Вместо того, чтобы оставить вмятину на самолете, из-за которой он может на короткое время стать непригодным, дрон попадает в шину”.
Российская военная машина адаптируется и в пределах собственных границ, умудряясь поддерживать и даже наращивать производство оборонной продукции, несмотря на санкции. Западные чиновники были уверены, что Россия может производить около 100 танков в год, но их фактическое производство приближается сейчас к 200 штук, как заявили в одном из оборонных ведомств Запада. <…>
На Западе полагали, что Россия не сможет производить больше миллиона артиллерийских снарядов в год, но теперь ясно, что в ближайшие пару лет она выйдет на уровень в два миллиона. Для наглядности: в прошлом году страна выпустила по врагу 10-11 миллионов снарядов, некоторые из которых были либо устаревшими, либо имели склонность к поломке. По словам чиновника, Россия пошла на увеличение военных расходов, несмотря на пагубное воздействие этого решения на экономику, и вызвала экономические проблемы в других странах, что привело к повышению процентных ставок.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: