Накануне правительство РФ ввело запрет на экспорт моторного топлива, как считают некоторые отраслевые эксперты, временный. Решение это вынужденное и даже запоздалое, поскольку спекулянты в погоне за легкой наживой едва не пустили по миру отечественных аграриев. Как же такое стало возможным в период проведения СВО?
21 сентября 2023 года пресс-служба российского правительства опубликовала следующее сообщение:
Правительство ввело временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка.
Ограничение касается экспорта бензина и дизельного топлива за рядом исключений, о которых скажем несколько слов отдельно. Со стороны это выглядит как антизападные санкции, однако это попытка спасти от разорения российских фермеров.
У них
Как это часто бывает, причины проблем нашей страны находятся за рубежом. Дело в том, что цены на дизельное топливо в США и Евросоюзе сейчас ставят рекорд за рекордом. На формирование этого «идеального шторма» на топливном рынке оказали влияние сразу несколько факторов.
Во-первых, американские нефтеперерабатывающие заводы столкнулись с дефицитом требуемого им сырья. Сперва Вашингтон запретил НПЗ закупать тяжелую нефть из Венесуэлы, под которую они технически заточены. Потом ее заместили российскими нефтью и мазутом, но и они после начала СВО на Украине попали под санкции. При этом дефицита нефти как таковой в Соединенных Штатах нет, но эта нефть легкая, сланцевая, выход дизельного топлива из которой после переработки значительно меньше.
Во-вторых, Европа сама себе запретила покупать тяжелую российскую нефть марки Urals и была вынуждена переходить на переработку более легких сортов, что также уменьшило выход дизеля.
В-третьих, летом 2023 года многие американские и европейские НПЗ приостановили свою деятельность для проведения плановых ремонтных и профилактических работ.
В результате Западный мир столкнулся с дефицитом моторного топлива и резким ростом цен на него. Поскольку дизель используется в грузоперевозках и промышленном производстве, это повысило издержки и ускорило инфляцию. Казалось бы, нам бы надо радоваться, что пособники киевского режима вот-вот рухнут под тяжестью своих
У нас
Как только цены на моторное топливо за рубежом показали стремительный рост, в России тотчас появилось много желающих заработать на его экспорте в западные страны. Поскольку там его стоимость намного выше, то им оказалось выгоднее гнать дизель и бензин на внешний рынок за счет внутреннего. Последствия этого оказались очень болезненными.
Рост цен на автозаправках заметили все, но хуже других пришлось отечественным аграриям. Из-за введенных антироссийских санкций резко повысились издержки фермеров, которым приходится покупать по взлетевшим ценам топливо и ГСМ, сельхозтехнику, транспорт и комплектующие к нему, семена и удобрения. Поднятие Центробанком РФ ключевой ставки сделало недоступным взятие и обслуживание кредитов. При этом зерна на рынке завались, и отпускные цены на него упали. А теперь вот еще и резко подорожало моторное топливо в нефтедобывающей стране.
О том, насколько серьезная ситуация, можно судить по заявлению министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева в ходе совместного заседания комитетов Госдумы по контролю и по аграрным вопросам:
Неделю назад у нас речь шла о том, что нужны ГСМ по какой-то сниженной цене, потому что сильно выросла цена, то сейчас речь идет вообще о другом. Нам нужно, чтобы в наличии был ГСМ. Нужно эту задачу решить, чтобы в наличии это появилось. Потому что у нас проблема именно уже с наличием. Сейчас остановим и уборочную, и не отсеимся по озимым. Это будет катастрофа. И второе, но это так, мысль, наверное, вслух, можем вообще сейчас временно экспорт нефтепродуктов закрыть, пока мы не стабилизируем ситуацию.
Это было сказано 6 сентября, а вот 21-го правительство все-таки ввело временный запрет на экспорт моторного топлива, чтобы добиться снижения внутренних цен на него. Правда, отраслевые эксперты предупреждают, что продлится он недолго, месяца два, иначе нефтеперерабатывающие заводы начнут сокращать объемы производства, и уже возникнет физический дефицит бензина и дизеля.
Главными «злодеями-вредителями» назначены спекулянты, которые покупали топливо в России по внутренним ценам и продавали его за рубеж по высоким, получая баснословные прибыли. Бороться с ними предлагается путем введения ограничений на круг экспортеров, в коим должны относиться, прежде всего, сами производители нефтепродуктов. Отметим, что временный запрет на экспорт бензина и дизеля не касается поставок в страны ЕАЭС, Абхазию и Южную Осетию, не распространяется на поставки в рамках межправительственных соглашений и транзитных перевозок, а также в целях оказания гуманитарной помощи и обеспечения деятельности воинских формирований России на территориях иностранных государств и на товары физических лиц для личного пользования.
Некоторые скептики отчего-то убеждены, что теперь моторное топливо широкой рекой потечет на экспорт через Беларусь, Казахстан, Киргизию и Армению, а также Абхазию и Южную Осетию.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: