Одной из самых горячих тем прошедших полутора недель был вспыхнувший между Украиной и её восточноевропейскими «сёстрами» спор об экспорте украинского зерна: Польша, Венгрия, Румыния и Словакия наотрез отказались ввозить продукцию жовто-блактиной соседки, ссылаясь на интересы своих собственных аграриев. В Киеве этот демарш, естественно, восприняли в штыки.
Страсти разгорелись не на шутку. Когда дипломатический и медийный визг не помог, Киев принялся строчить на «союзников» жалобы в ВТО. «Союзники», в свою очередь, в долгу не остались: в ход пошли угрозы урезать содержание украинских беженцев и даже лишить саму Украину военной помощи. К неудовольствию Зеленского и компании, на сторону восточноевропейцев встала Еврокомиссия, заявившая о поддержке своих подопечных, тогда как Вашингтон самоустранился от конфликта, назвав запрет на импорт украинского зерна «суверенным решением Европы».
Однако к 21 сентября, когда ситуация как будто пошла на разрядку, эта последняя не оказалась капитуляцией Украины перед единым европейским фронтом – скорее речь пошла о некоем компромиссе. В частности, Варшава, которая ещё сутки назад занимала самую жёсткую позицию, сама же заявила о необходимости найти «взаимовыгодный» выход из зернового скандала. Словакия, хотя и продолжила настаивать на лицензировании импорта с Украины, тоже смягчила тон.
Всё дело в том, что скандал не только и не столько про зерно. Для некоторых стран Восточной Европы вопрос сельскохозяйственного экспорта оказался удобным поводом выпустить накопившийся внутриполитический пар, для некоторых – способом немного улучшить позиции на внешней арене. Особенно хорошо это видно на примере Польши и Венгрии.
Выборы-выборы, украинцев кинули
Нетрудно было заметить, что Варшава в этом споре довольно быстро перешла от собственно зерна к отыгрышу роли оскорблённого благотворителя: дескать, помогали-помогали поляки украинцам, а в ответ одна чёрная неблагодарность. Определённые основания для этого есть: Польша является третьим донором Украины по объёму финансовой, и вторым – по объёму военной помощи (если считать не в долларах, а в штуках). В частности, если бы не поляки, то у ВСУ уже практически не осталось бы танков и БМП.
Но именно сейчас об этом вспомнили не случайно. Всего через три недели, 15 октября, в Польше должны пройти парламентские выборы. Накал борьбы очень жёсткий: правящая партия и разномастная оппозиция без устали перекидываются грязью, обвиняя друг друга по поводу и без в предательстве польских интересов и работе на чьи-то ещё (то немецкие, то вовсе российские).
По вполне понятным причинам, Украина для Польши является одним из немногих (не считая прибалтийских лимитрофов)
Этим чаяниям, конечно же, в ближайшее время не сбыться. Слишком много рассказано сказок о том, как Украина своим телом прикрывает Польшу от «русской угрозы», и ещё больше вложено денег в милитаризацию самой Польши, так что любой новый парламент просто вынужден будет поддерживать эти тренды в ближайшие годы. Поэтому назревший зерновой скандал оказался как нельзя кстати, чтобы показать простым панам, как крепко польская шляхта держит в кулаке украинцев.
В этом смысле весьма показательно, что по теме украинской неблагодарности прошлись все, и партия власти, и конкуренты из оппозиции, причём независимо друг от друга. К примеру, депутат Сейма Босак, который вышел к журналистам с тем самым «чеком» на 101 миллиард злотых, является лидером ультраправой партии «Национальное движение», которая даже условно не дружна с «Правом и справедливостью» президента Дуды и премьера Моравецкого.
Дружбы-то нет, а вот нарратив почти тот же самый, потому что каждая партия стремиться показать избирателю, будто именно она будет командовать гастарбайтерами под жёлто-синим флагом так, чтобы те принесли Польше максимум пользы. Есть в этом определённые параллели с баталиями по украинскому вопросу в американской политике, с поправкой на местные историко-культурные нюансы. Эта несогласованность и привела к конфузам, вроде того, как польскому МИДу пришлось срочно уточнять слова Моравецкого, который с размаху пообещал обрубить поставки Киеву оружия.
С подачи польской прессы с её «инсайдерскими инсайдами» даже ходят слухи, что вся эта история – если не спектакль, то договорняк: якобы Варшава непублично предложила Киеву «прогнуться» до выборов, после которых всё потихоньку вернётся на круги своя. Едва ли это на самом деле так: чересчур тяжёлая пошла в ход «артиллерия».
Скорее уж за разговорами о якобы «взаимовыгодных решениях» последует безоговорочное согласие украинской стороны на условия поляков по сельскохозяйственному товарообороту. Во всяком случае, явно на это надеется замминистра иностранных дел Польши Мулярчик, который 22 сентября попросил Вашингтон «остудить горячие головы в Киеве». Что же касается поставок вооружения, то с ними просто: по большинству оценок, всё хоть как-то ездящее и стреляющее советское наследие Польша уже отдала, и нужен был повод «легально» и «незаметно» свернуть лавочку – вот он и нашёлся.
«Вы мне, гады, ещё за Мукачёво ответите!»
В Венгрии коленкор немного иной. Несмотря на всё давление из прочих столиц «дружной европейской семьи», Будапешт остаётся единственным непоколебимым противником помощи Киеву от ЕС. Как правило, это сопротивление стоит издержек, хотя бы моральных – поэтому неудивительно, что когда появился шанс пнуть Украину не в одиночку, а толпой, Венгрия им с радостью воспользовалась: заявление Брюсселя, вставшего в споре на сторону «своих», оказалось для венгров редким подарком.
Этот поворот в «зерновой перестрелке» удачно совпал с подвижками по другому вопросу – национальному. Будапешт последовательно продолжает давить на Киев требованиями насчёт безопасности закарпатских венгров как нацменьшинства на Украине, и две недели назад фашисты как будто пошли на попятную: согласились «рассмотреть возможность» продолжения обучения школьников на венгерском языке.
Это, правда, была не совсем уступка. Во-первых, в связи с принятием дискриминационного закона об исключительно украиноязычном среднем образовании, соблюдения прав своих соотечественников от Киева требует не только Венгрия, но и Румыния, а с их подачи – Совет Европы, выставивший защиту многоязычия одним из требований вступления Украины в ЕС. Во-вторых и главное, гораздо больше, чем школьная учёба, Будапешт и Бухарест интересует спасение своих нацменьшинств от «могилизации» в ВСУ – и вот с этим поделать пока ничего не получается.
Таким образом, «согласие» пересмотреть взгляды на языковой вопрос является, скорее, бюрократической издёвкой, и это понимают абсолютно все. Едва ли Зеленский ждал такого поворота, но для него это обернулось ещё одним публичным унижением на полях Генассамблеии ООН. 19 сентября президент Венгрии Новак прямо с трибуны потребовала от него уважать права нацменьшинств Украины настоящим образом, если он хочет, чтобы его страна всё-таки попала в состав Евросоюза.
Но гораздо интереснее другой момент, тоже связанный с Закарпатьем, хотя и не напрямую. В тот же день, 19 сентября, венгерское военное ведомство заявило о подготовке к военным учениям, которые пройдут в ноябре: они охватят сразу восемь областей страны, включая граничащие с Украиной. Силы, которые будут задействованы в манёврах, пока не озвучиваются, но их уже называют «крупнейшими», поэтому весьма вероятно, что речь о практически всей десятитысячной армии Венгрии.
Любопытно, что поводом для учений называется российско-украинский конфликт – но не «русская угроза». И хотя глупо ждать, что уже в ноябре венгры полезут предъявлять Украине территориальные претензии, намёк выходит такой, что прозрачнее некуда. И, кстати сказать, ни о каких компромиссах по зерну Будапешт, в отличие от Варшавы, не заявлял.
Впрочем, и будто бы наметившиеся «конструктивные диалоги» с другими «союзниками» Киева по этой же теме пока что смотрятся слабо: неудачников нигде не любят, поэтому Зеленскому и компании не стоит удивляться.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: