Проверенная временем и практикой российская военная техника подтверждает свою надежность и право считаться лучшей в мире. Итоги военного присутствия российских ВКС в Сирии наглядно продемонстрировали весь ряд авиационной и ракетной техники. Начиная от еще советских самолетов Су-24, Су-25, Ту-22, Ту-95МС, Ту-160 и заканчивая современными авиационными комплексами Су-34, МиГ-35, МиГ-30.
Немаловажно отметить, что работая над созданием самолетов истребительной и штурмовой авиации, в советские времена создавались машины, способные выполнять посадку и на палубу авианесущего корабля. Внешне такие самолетов ничем не отличались от своих «сухопутных» аналогов, но имели конструктивную особенность. Они имели посадочный крюк, который позволяет им выполнять зацеп за посадочные тросы корабля.
Ни для кого не секрет, что все новые машины берут свое начало от первых удачных образцов. Конструкторам, приложив немало усилий, удается добиться полной модернизации устаревшего парка боевых машин.
Так еще в советское время возникла необходимость в модернизации самолета Су-25. И ОКБ Сухого не стало создавать заново велосипед и использовало базовую модель для модернизации. В новом облике штурмовик получил название Су-39. По своему назначению новинка пратически ни чем не отличается от прообраза. Приходилось читать в статьях, что Су-39 будет способен поражать морские и прибрежные цели, и в этом его отличие от Су-25. Позволю себе не согласиться с такой интерпретацией. И поясню почему. Дело в том, что данный самолет имеется на вооружении ВВС И ПВО Военно-морского флота России в качестве палубного штурмовика, А это уже позволяет говорить о том, что спектр решаемых задач у самолета гораздо шире.
Выше написанное даёт повод полагать, что новый Су-39 получит и корабельную прописку.
Так что же нового получил модернизированный самолет-штурмовик?
Конструктивно Су-39 лишён возможности разместить вторую кабину для обучения летчика как на Су-25УТ. Это пространство теперь занимает дополнительный топливный бак и новое радионавигационное оборудование. Артиллерийские установки перенесены с левой части фюзеляжа на 27см вправо. Коснулись изменения и передней стойки шасси, которую сместили влево. Еще один дополнительный бак с топливом разместили в хвостовой части. Значительным плюсом Су-39 является герметичная кабина летчика, которая позволяет выполнять полеты на больших высотах, выше 7000 метров. На Су-25 гермокабина отсутствовала, что ограничивало высоту полета. Вместе с этим была усилена защита кабины, двигателей. Топливные баки обработаны полиуретаном и протектированием, что увеличивает живучесть самолета.
Коснулись изменения и двигателя штурмовика. На Су-39 установлены два ТРД Р-195 (тяга каждого из них составляет 4300 кгс), которые обладают пониженной ИК (инфракрасной) заметностью. В перспективе предусматривается возможность замены их на более мощные и экономичные. С оборудованием самолета дополнительными топливными баками увеличилась до 4890 литров и заправка. Это, естественно, влияет на дальность и продолжительность полета.
Обновив конструкцию Су-39, необходимо было оборудовать его и новыми радиотехническими средствами. Самолет получил радиолокационную станцию «Копье - 25», размещенную в подвесном контейнере. Это дает возможность штурмовику обнаруживать воздушные цели и вести с ними бой, используя ракеты класса «воздух-воздух» Р-73, Р-72 и Р-77, на дальностях 20 – 40, 60 – 80, 80 – 120 км. При этом активном противодействии ПВО противника. В зависимости от подвешенной ракеты.
Су-25 способен вести воздушный бой только по командам с земли или при выходе на визуальный контакт с целью.
Для поражения морских целей на крыльевые держатели Су-39 могут подвешиваться противокорабельные ракеты Х-31А с дальностью пуска до 110 км. Но это не единственные возможности, которые получил новый штурмовик. Благодаря противорадиолокационным ракетам Х-25ПМУ и Х-31П, самолет может производить пуски ракет по РЛС противника. В этом случае ракета наводится на источник радиоизлучения. Такое стало возможно благодаря бортовой станции «Пастель», которая определяет параметры работы РЛС неприятеля.
При выполнении бомбометания и пуска ракет с лазерным наведением в сложных погодных условиях и в ночное время, на штурмовике Су-39 используется телевизионный прицел «Меркурий».
Благодаря новому оборудованию, летчик штурмовика может самостоятельно обнаруживать воздушную, наземную или морскую цель. Определять её параметры и выбирать средства поражения, которые располагаются на 5-ти подвесках на каждом крыле. Одновременно или в комбинированном варианте, в зависимости от решаемых задач, самолет может нести:
- 16 противотанковых ракет «Вихрь», которые способны поражать танки с толщиной брони до 100 мм. и вертолеты.
- 4 ракеты класса «воздух – воздух» или «воздух – поверхность»;
- 8 пусковых установок со 160 неуправляемыми ракетами;
- авиационные бомбы разного калибра;
- подвесные пушки.
При этом общая масса боеприпасов не превышает 6000 килограмм.
Для увеличения точности наведения оружия по различным целям, применяются авиационный прицельный комплекс (АПК) «Шквал», дающий возможность прицельного пуска ракеты с расстояния 10 км.
Несомненный плюсом Су-39 является его способность выполнять посадку на неподготовленные грунтовые полосы. Для посадки ему достаточно 1200 метров полосы, и он прост в обслуживании. Эти качества несомненно весьма положительно могут использоваться в условиях боевых действий и усилят возможности российской армии.
При всех внесенных изменениях немаловажным остается тот факт, что для переучивания летчика на Су-39 не надо затрачивать большие средства. Умеющему пилотировать Су-25 будет достаточно пройти небольшой тренировочный курс по освоению нового штурмовика, поскольку обе машины в управлении идентичны.
В целом, как видно, модернизация одного самолета привела к созданию нового авиационного комплекса, значительно увеличила его функциональные возможности и боевые качества.
Позволю себе согласиться с теми, кто считает, что в своем классе российский штурмовки Су-39 превзошел своего предшественника Су-25 и основного конкурента, американский А-10 «Тандерболт».
ТТХ самолета:
1. длина самолёта - 15,33 метров
2. размах крыла - 14,36 метров
3. площадь крыла - 30,1 квадратных метров
4. угол стреловидности крыла по передней кромке - 20 градусов
5. масса пустого самолёта - 10 740 килограммов
6. масса снаряжённого самолёта 13 150 килограммов
7. нормальная взлётная масса - 16 990 килограммов
8. максимальная взлётная масса: 20 500 килограммов
9 масса топлива во внутренних баках - 3 840 кг
10. силовая установка два двигателя Р-195
11 тяга - 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)
12. максимальная скорость - 950 километров в час
13 посадочная скорость - 240 километров в час
14. боевая нагрузка нормальная - 2000 килограммо15. максимальная боевая нагрузка - 6000 килограммов.
Василий Прохоров
Читайте нас: