Публицист, блогер и лингвист Дастан Ельдесов на своей странице в социальных сетях
В частности, публицист подчеркивает, что проблема ношения хиджаба в образовательных учреждениях все еще актуальна, несмотря на исчерпывающее
"Если в Казахстане не было бы распространения салафизма, то проблему хиджаба можно было бы решить компромиссным путем. Кажется, 22 августа министр просвещения Гани Бейсембаев поставил точку в вопросе ношения хиджаба, и можно успокоиться по поводу светского (не религиозного) образования. Однако проблема хиджаба осталась, и она имеет основу. Например, некоторые правозащитники заявляли и заявляют, что в Конституции нет запрета на ношение хиджаба. Об этом заявили Олжас Билялов, Жаслан Айтмаганбетов и др. Они убеждены, что платок нельзя причислять к религиозным атрибутам, которые в школах запрещены, и требуют прекратить ограничения на покрытие головы для школьниц. Говорят, что головные уборы не относятся к школьной форме, потому что в нее входит пиджак, жилет, юбка, брюки, классическая блузка, либо трикотажная кофта/кардиган на пуговицах или замке, рубашка поло или тенниска", – написал на своей
Кроме того, в своей
"Но требования к единой форме – это белый верх и черный низ. В правилах же не говорится, что, например, бантик должен быть какого-то определенного цвета. Платок – это тоже аксессуар. Почему к нему у министерства такие претензии? Я изучал проблему и понял, что на самом деле у нас юридического запрета нет", – цитирует Ельдесов Билялова.
По мнению публициста Дастана Ельдесова, Олжас Билялов подменяет понятия.
"У Билялова идет подмена понятий: вместо хиджаба (религиозный аксессуар или элемент одежды религиозной принадлежности) использовано нейтральное "платок". Ведь платок как предмет одежды девочки не носят в помещении, а хиджаб носят. В списке (и иллюстрациях) школьной формы нет головного убора (платка, тюбетейки, хиджаба и т.д.). В школах обычно вывешиваются фото образца школьной формы – тоже никакого головного убора. Рекомендации насчет бантика обычно дают в устной форме. В одном из интервью Билялов косвенно признал связь "нетрадиционного ислама" в Казахстане с Саудовской Аравией: в СМИ термин "ваххабиты" исчез в РК во время привлечения инвестиций из Саудовской Аравии, а Абд аль-Ваххаба считает национальным героем Аравии. Если набрать в поисковике "аль-Ваххаб английская разведка", "Саудовская Аравия терроризм", то выйдет большая информация о природе религиозно-политического течения ваххабизм ("нетрадиционном исламе"), сформировавшегося в XVIII в.", – отмечает Дастан Ельдесов в своей
Также отвечая Олжасу Билялову, публицист Ельдесов прибегает к выдержкам из Конституции РК.
"… по Конституции нет "абсолютной" свободы вероисповедания: "Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством". Иными словами, гражданские права и обязанности перед государством ставятся "выше", чем право на свободу совести. Возможно, онлайн-обучение после пандемии – в рамках правого и апробированного поля, и это будет временным компромиссом и выходом для школьниц в хиджабах. Однако законом об образовании это не предусмотрено. По официальным данным, в Казахстане число последователей нетрадиционных религиозных течений, среди которых последователи салафизма, насчитывается около 15 тысяч, по неофициальным данным, более 20 тысяч", – приводит цифры автор публикации.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Анастасия Мещерякова
Читайте нас: