От редакции. 22 августа лидеры "пятёрки" государств БРИКС соберутся на ежегодный саммит этого крупнейшего межгосударственного объединения незападного мира. Встреча пройдёт на главной деловой площадке южно-африканского Йоханнесбурга — в выставочном центре Сэндтон. К участию в дискуссиях и обсуждениях, которые продлятся три дня, приглашены представители нескольких десятков государств, большинство из которых подали заявки на вступление в эту организацию. Девиз 15-го саммита — «БРИКС и Африка: партнерство ради взаимного ускорения роста, устойчивого развития и всеохватной многосторонности» — перекликается с содержательным наполнением недавнего форума
Настойчивые и неуместные попытки Эмманюэля Макрона заявиться на встречу в Южной Африке, о которых
* * *
Геополитической константой нынешнего века стала утрата коллективным Западом планетарной гегемонии в военно-политической, финансово-экономической и культурной сферах. Межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР (БРИКС) становится альтернативным центром силы в рамках многополярного миропорядка. Привлекательность БРИКС для других стран обусловлена внешнеполитическим авторитетом его членов и их внушительным геополитическим потенциалом.
Бразилии пророчат лидерство на южноамериканском континенте. Аргентинский философ и геополитик проф. Альберто Буэла указывает на наличие здесь нескольких геополитических векторов: у Бразилии – к Сантьяго и Боготе, у Аргентины – по направлению к Лиме и к Каракасу, пересекая бразильский «вектор».
Буэла выдвинул «теорию ромба» с условными гранями Бразилиа – Буэнос-Айрес – Лима – Каракас. Это позволит создать Большое геополитическое пространство с выходом как к Атлантическому океану, так и к Тихому. Это пространство будет обладать большими человеческими ресурсами и будет гомогенно в культурно-языковом плане (при этом Аргентина и Венесуэла присоединятся к БРИКС).
Такой расклад позволит Бразилии избавиться от навязчивой опеки своей бывшей метрополии – Португалии. С точки зрения португальской геополитики Бразилия является одной из «вершин» т. н. стратегического треугольника Мозамбик – Ангола – Бразилия. Присутствие в нём превращает Португалию в заметного игрока на международной арене.
Если Лиссабон не сохранит своё присутствие в рамках данного треугольника, ему придётся откатиться на тыловые позиции и довольствоваться в стратегическом плане меньшей фигурой – малым стратегическим треугольником: континентальная Португалия – Азоры – Мадейра, что будет означать ослабление позиций Лиссабона на мировой арене.
Это автоматически приведёт к ослаблению влияния союзников Лиссабона по НАТО – Испании, Франции, Великобритании, которые владели или владеют колониями в регионе, а также США, на которые Лиссабон традиционно ориентируется во внешней политике для нивелирования континенталистских тенденций в европейской геополитике, противоречащих евроатлантистскому и англосаксонскому направлению.
21 декабря 1998 г., находясь с визитом в Дели, тогдашний глава правительства России Евгений Примаков высказал неформальную идею создания стратегического треугольника Россия – Индия – Китай, отметив, что в «формате партнерства трех стран это могло бы принести большую стабильность в положение дел в мире и регионе». Данное заявление было сделано через день после начала бомбовых атак США и Великобританией Ирака в обход Совета Безопасности ООН, и не будет большим преувеличением сказать, что это событие стало по-своему знаковым не только в российской, но и в мировой политике. По сути, речь шла о де-факто первом крупном сигнале в пользу насущной задачи переформатирования однополярного мира, который в виде политики США успел утвердиться после распада СССР (1), что полностью подтвердилось дальнейшими событиями, включая институционализацию БРИКС в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума.
В настоящее время Индия и Китай – признанные игроки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), с некоторых пор переименованном на Западе в Индо-Тихоокеанский (ИТР). Нью-Дели и Пекин активно развивают контакты с островными государствами ИТР (Мальдивы, Шри-Ланка, Мадагаскар, Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Вануату, Соломоновы острова). Присутствие России как ключевого государства внутри БРИКС в индийско-китайском дуэте в качестве третьей, уравновешивающей, стороны снижает градус индийско-китайского соперничества. Как члены БРИКС Нью-Дели и Пекин предпочитают искать дополнительные точки взаимодействия, избегая ненужной эскалации.
Перспективы расширения БРИКС
Пекин не заинтересован в сближении Индии с США, в то время как Нью-Дели не заинтересован в противостоянии с российско-китайским союзом. Тройственная индийско-китайско-российская политическая платформа служит фактором стабильности в регионе при условии согласования всеми сторонами соответствующего формата взаимодействия.
Южно-Африканская Республика благодаря стратегически выгодному положению геополитически значительно усиливает позиции БРИКС, вызывая недовольство бывших колонизаторов – Великобритании и Нидерландов. Будучи расположена на перекрестье Атлантического и Индийского океанов, отказываясь следовать в фарватере американской политики, Претория превращается в суверенный политический центр Чёрного континента и является одним из звеньев форума диалога ИБСА (Индия – Бразилия – ЮАР).
Географически «ось» ИБСА полукругом пролегает от южноамериканского побережья Атлантического океана через Южную Африку до рубежей Индии в Индийском океане. ИБСА учреждался для трёхстороннего секторального сотрудничества по вектору «Юг – Юг», пункты этого сотрудничества могут быть включены в общую повестку БРИКС.
На данный момент к БРИКС готовы присоединиться сорок пять государств, из них двадцать три страны
Столь значительное число желающих требует большей координации между странами-основателями БРИКС. Успешность многостороннего сотрудничества с кандидатами зависит от того, насколько удастся сгладить противоречия между ними и вывести на первое место темы взаимовыгодного партнёрства.
Так, Индия опасается превращения БРИКС в «анти-США» и «анти-НАТО», поэтому сдержанно относится к приёму новичков, чтобы избежать количественного перевеса внутри БРИКС стран, с которыми конфликтуют Вашингтон и Брюссель (Иран, Венесуэла, Куба). ЮАР проводит многовекторную политику, отказываясь одновременно и от прозападной, и от антизападной ориентации.
Изначально БРИКС пытался путём проб и ошибок создать инфраструктуру экономической устойчивости, независимости от «экономики вашингтонского консенсуса», и продолжение этой совместной работы – очевидно, веление нашего непростого времени, когда «касса взаимопомощи для своих», как характеризовали финансовые институции БРИКС некоторые исследователи, подвергается серьёзному воздействию со стороны внешних по отношению к межгосударственному объединению государств и структур. О создании новой платежной системы – альтернативе существующей системе SWIFT и переходу к расчетам в национальных валютах – в Москве и Пекине всерьёз задумались ещё несколько лет назад. Банк России начал серию консультаций с членами БРИКС, а Китай анонсировал создание собственной системы трансграничных межбанковских платежей (CIPS – China International Payments System), которую успешно запустил в эксплуатацию 8 октября 2015 года (2).
На сегодня БРИКС совокупно превышает страны «Большой семёрки» по численности населения и с 2021 г. – по паритету покупательной способности ($48,7 трлн. против $45 трлн.). БРИКС производит на 74% больше энергии, чем «семёрка», обладает в два раза большей площадью пахотных земель, что чрезвычайно важно в контексте попыток деструктивных сил обрушить трансграничные поставки продовольствия.
Экономический и геополитический потенциал межгосударственного объединения очевиден и, надо полагать, предстоящие 22-24 августа в Йоханнесбурге переговоры высшего уровня, а также дискуссии, к которым
Примечания
(1) Уянаев С. Партнёрский формат "Россия – Индия – Китай": значение, эволюция и перспективы, российско-китайское взаимодействие // в сб.: Современные российско-китайские отношения. Российская академия наук; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. Москва, 2017.
(2) Солуянов А. История образования БРИКС, финансовая архитектура и место России в группировке // Экономика, социология и право. 2018. № 4.
Читайте нас: