Страшное слово было произнесено. Президент заявил, что все наши чиновники должны ездить на отечественных машинах. Граждане воодушевились - теперь чиновники будут рассекать на "Ладах"? Нет, личные машины никто отбирать не будет - Lexus и Audi останутся, речь только о государственных автомобилях. Например, для поездок к начальникам. Модельный ряд у наших машин небольшой, поэтому сегодня хит-парад автомобилей для элиты.
На совещании бывший министр транспорта Максим Соколов заявляет президенту о том, что "АвтоВАЗ" собирается запускать линейку
"Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного, наоборот, это же хорошо. Все это чиновничество наше замечательное, оно должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей – другой отечественной продукции. И повышение качества жизни должно быть направлено, прежде всего на это".
Путин не просто так ответил именно на вопрос про будущее "АвтоВАЗа". Это снова государственная компания. И поэтому финансирование крупных государственных заказов обеспечивает и работников завода, и всех смежников. То есть мы возвращаемся наконец к практике государственной поддержки автозаводов, как в Германии и Китае. Это хорошо. Но давайте посмотрим, а сколько надо отечественных государственных автомобилей?
Молодые люди, которые всю жизнь живут при Путине, уже не помнят, наверное, что пересадка наших чиновников на отечественные машины уже была. Неудачная.
Я однажды поговорил с Борисом Немцовым про его старую идею пересадить всех чиновников на отечественные машины. Помните, 1 апреля 1997 года, когда Борис Ельцин запретил чиновникам использовать иномарки. Немцов рассказывал, что к нему приходил Березовский и со смехом рассказывал, что уже отправил в Детройт две "Волги", чтобы сделать из них что-то нормальное. Поменять все, что было под капотом, на американское. Мэр Москвы Юрий Лужков тогда пересел на "Ивана Калиту", которую выпускал "Москвич". С двигателем Renault. Но говорят, что и у него уже была такая же "березовская "Волга", совершенно измененная внутри. Много было шума, но как говорил Немцов, все ждали, когда на отечественную машину пересядет президент Ельцин. Однако родственники вдруг сказали, что у наших машин сиденья плохие и Борису Николаевичу на них будет сложно ездить. Ельцин так и остался в своем Mercedes. Тогда и чиновники с радостным выдохом перестали закупать "Волги" и снова уселись в иностранные машины. Свое решение о пересадке Ельцин отменил в 1999 году.
Коллеги-журналисты пишут, что Немцов до вице-премьерства был губернатором Нижнего Новгорода. И что он так пытался помочь производству "Волг". Плохой бы человек сказал, что наверняка начальство ГАЗа занесло деньги тогдашнему вице-премьеру и тот отработал как любил – с размахом.
Сейчас все сильно по-другому. Путин уже давно ездит на отечественном "Аурусе". Но "Аурус" – такая машина, которая вовсе не доступна всем чиновникам. Во-первых, никто не знает, сколько "Аурусов" выпускается – это коммерческая тайна. И они производятся только по госсзаказу. Да, в случае чего у чиновников денег может хватить, но во-вторых, это будет просто неудобно. Ты как бы конкурируешь с президентом. Хотя в Госдуме уже сказали, что и до "Ауруса" доберутся.
"Совершенно верно. Для топ-чиновников это "Аурус", но там и ограниченный объем, и далеко по рангу не каждому чиновнику можно дать "Аурус" с учетом стоимости автомобиля. Из глубоко локализованных - "Лада". Остальные проекты пока с достаточно низким уровнем локализации. Даже если они собираются в России, их очень относительно можно отнести к российским автомобилям", – считает автоэксперт Владимир Беспалов.
Какой "Москвич"? Какая "Лада"? Такие отечественные машины пока не выпускаются, как, например, та же "Лада Аура".
"Это удлиненная на 250 мм "Веста", которую "АвтоВАЗ" готов выпускать. Но, чтобы ее сделать относительно недорогой, нужен большой заказ, то есть ежегодно нужно выпускать 5, а лучше 7-7,5 тысяч автомобилей. Тогда эта "Аура" будет относительно недорогой, тогда ее можно выпускать на конвейере – все для этого есть, только нужно заказать несколько штампов для крыши и для задних дверей, еще по мелочи, и эту машину можно выпускать. Это не бюджетный вариант "Ауруса", безусловно – это машины совершенно разного уровня, разного класса. С таким же успехом можно сказать, что кнопочный телефон – это некая бюджетная версия iPhone", - пояснил главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.
В этом году Денис Мантуров действительно пообещал показать новую "Волгу". В 2006-м году Олег Дерипаска, владевший "ГАЗом", запустил производство "Волги Сайбер". И тогда рассчитывали, что она может стать автомобилем для чиновников среднего уровня. Но думаю, что теперь она будет классом повыше – пусть там внутри тоже все будет китайское. Как и с "Москвичом", нам пока только обещают разработать российскую машину года через два-три. Но все-таки именно Мантуров запустил "Аурус", так что новая "Волга" будет, думаю, побогаче, чем волга дерипасовская. Другой вопрос, что основные машины для чиновников только будут выпускаться, то есть история с пересадкой займет не один год.
"Сейчас, конечно, автомобилей недостаточно – "Вест" очень мало, и ее действительно нарасхват покупают, это правда. Но речь идет же не об одномоментном пересаживании чиновников. У них у всех есть автомобили, глупо их всех сбрасывать со счетов, продавать за бесценок. Они будут ездить и еще не один год, наверное, много лет, поэтому это процесс постепенный и он начнется не в этом году, скорее всего. Поэтому в 2024 году это может быть условно 1000 дополнительных автомобилей "Лада Веста". 2000 – это абсолютно подъемная история, которую "АвтоВАЗ" проглотит очень легко и даже не поперхнется", - считает Максим Кадаков.
Интересно, что за день до заявления Путин встречался с Собяниным. И как пишут, отпустил его только в полвторого ночи. Но пока что представитель "Москвича" Анастасия Журавлева заявила, что машины вполне могут удовлетворить спрос для машин такси и каршеринга: 30-40 тысяч. Но на таких могут ездить городские чиновники и милицейские патрули.
Хотя, снова вернемся к теме таксопарков. В Москве можно увидеть большие и очень комфортные машины такси. Вполне возможно, что государственные автопарки могут обзавестись своими таксопарками. Только возить они будут не простых граждан, а именно что чиновников. Тем более, что для такси открыты и автобусные линии. То есть на такси добираться быстрее.
Ну и в конце самое приятное. Речь идет только о служебном автотранспорте. На личный никто покушаться не будет. То есть, как ездил на работу чиновник на Audi, так и будет. А в свет – только на отечественной. То есть, проходя мимо министерств, мэрий и прочих мест власти мы все так же будем видеть выставку дорогих и совсем не отечественных авто. Потому что красиво жить не запретишь. Жить, а не работать.
Андрей Добров
Читайте нас: