Страны Глобального Юга лучше Запада подходят на роль нейтральных арбитров в попытке запустить дипломатический процесс для прекращения украинского конфликта, пишет FP. При этом особую роль может сыграть Индия, которая как сохранила связи с Москвой, так и наладила отношения с Украиной.
Хэппимон Джейкоб (Happymon Jacob)
Мысль, что конфликт на Украине — не более чем навязчивая идея Запада, стала общим местом. По этой трактовке выходит, что ввод российских войск на Украину воодушевил Запад на согласованные действия в защиту демократической страны — однако в других частях мира живого отклика не нашел. Страны Глобального Юга в целом безразличны к бедственному положению Украины — или даже раздражены экономическими неурядицами, которые принесли боевые действия. Наблюдатели Глобального Юга проницательно напоминают о позабытых конфликтах, бушующих у них прямо под носом, однако критики на Западе видят в невмешательстве и фактическом нейтралитете демократий вроде Бразилии, Индии и ЮАР либо попустительство действиям русским, либо последовательный отказ от либеральных норм и ценностей.
Однако эти якобы пассивные созерцатели не просто отмалчиваются в сторонке — многие из них активно добиваются прекращения боевых действий. В последние месяцы из стран Глобального Юга поступило немало мирных предложений— так, с отдельными инициативами выступили Бразилия, Индонезия и целая группа африканских стран. Западные наблюдатели, как правило, отвергают эти предложения заранее или просто оставляют без внимания, а российские и украинские чиновники их забраковывали за чрезмерные, как им казалось, уступки противнику.
Безусловно, условия на поле боя должны решительно измениться, прежде чем Москва или Киев созреют для конструктивных переговоров о прекращении огня. Россия и Украина еще не достигли того взаимовыгодного тупика, который заставил бы их усесться за стол переговоров. Из моих собственных дискуссий в ходе визитов в Россию и Украину с начала конфликта в прошлом году совершенно явственно вытекает, что ни одна из сторон на сегодняшний момент не стремится ни к прекращению огня, ни к дипломатическому прекращению конфликта. Россия, похоже, настроена на затяжное противостояние, полагая, что в долгосрочной перспективе одержит верх. Хотя против прекращения огня Кремль в принципе и не возражает, захваченную территорию он не отдаст. Для Украины это вообще не вариант. Правительство в Киеве, опираясь на огромную народную поддержку вооруженных сил, считает, что ситуация складывается в его пользу, однако без более крупных побед Украине останется лишь вести переговоры из слабой позиции.
Но даже если окончательного решения добиться не удастся, дипломатия все же поможет ограничить или притупить наиболее разрушительные последствия боевых действий и их косвенный ущерб для мировой экономики. Страны Глобального Юга, не занявшие четкой позиции, лучше Запада или Китая подходят на роль нейтральных арбитров в попытке запустить дипломатический процесс, который поможет обуздать военные эксцессы и заложит основу будущего прекращения огня или мирного соглашения.
Свою роль здесь должна сыграть Индия — значимая держава, чьего расположения с самого начала конфликта добиваются как Россия, так и Украина. Отказавшись открыто осудить "российское вторжение", Нью-Дели сохранил исторические связи с Москвой. Однако за прошлый год он наладил отношения и с Украиной. На встрече с президентом Зеленским на полях саммита "Семерки" в Японии в конце мая премьер-министр Нарендра Моди заверил, что Индия сделает "все возможное", чтобы положить конец боевым действиям.
Взяв на себя роль посредника между Россией и Украиной, Индия облегчит столь необходимые переговоры между противниками, смягчит гуманитарные последствия конфликта и ослабит опосредованный экономический урон всему Глобальному Югу. Индии не следует переоценивать свои возможности, но не стоит и чуждаться роли арбитра и бояться отстаивать свои идеи в далеком конфликте.
Индия как арбитр
Встреча Моди и Зеленского ознаменовала собой заметный сдвиг в индийском подходе к Украине. За последние несколько месяцев Нью-Дели предпринял ряд шагов, свидетельствующих о том, что он, наконец, занялся Украиной всерьез: в том числе наладил переговоры между главой администрации Зеленского Андреем Ермаком и советником Моди по национальной безопасности Аджитом Довалом о двусторонних отношениях и украинском мирном плане из десяти пунктов. Сохранив тесные связи с Россией и даже расширив закупки энергоноситетелей уже после ввода российских войск, Индия привлекла к себе внимание всего мира — и навлекла на себя нескрываемое недовольство Запада. Теперь же Индия пошла иным путем. Эта перемена, пусть и незначительная, — плод нескольких факторов, в том числе желания Моди предстать в роли государственного деятеля мирового значения перед выборами 2024 года, растущей озабоченности Индии из-за амбиций Китая и необходимости одновременно потакать чувствам Запада и уравновесить мнения соперников, как велит ее давняя стратегическая традиция.
Такой интерес к украинскому конфликту со стороны незападной державы сам по себе неудивителен. Доселе важнейшие соглашения между Россией и Украиной были заключены при посредничестве Турции — в частности, ныне отмененные сделки по доставке столь необходимого зерна и сельскохозяйственной продукции через Черное море. Инициативы западных стран, близких союзниц Украины, или же российского благодетеля Китая неизбежно вызовут подозрение. У Индии же есть уникальная возможность принять в этом участие как раз потому, что она не осудила Россию и продолжает поддерживать связи с Москвой. Спустя всего неделю после встречи с Зеленским Моди позвонил Путину и призвал его к "диалогу и дипломатии" для прекращения боевых действий. На последнем саммите "Двадцатки" в Индонезии Индия помогла участникам (включая Россию и США) найти общий язык и согласовать текст официальной декларации. Как отметил министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар: "Индия не смогла бы выступить в важной роли посредника и помочь облегчить ситуацию, сделай она то, чего от нее хотел Запад на ранних этапах конфликта".
В сентябре в Индии состоится очередной саммит "Двадцатки". На нем она сможет еще больше упрочить свою лидерскую роль, наладив скромные дипломатические контакты между Россией, Украиной и их партнерами. Масштабные предложения о прекращении боевых действий, выдвинутые рядом стран, включая Бразилию, Китай и Индонезию, едва ли будут восприняты на данном этапе всерьез. Но Индия может усадить противников за стол переговоров хотя бы в поисках предварительных соглашений и договоренностей.
Нью-Дели мог бы поощрять и облегчать диалог между сторонами по ряду вопросов более низкого порядка. Из моих недавних бесед и дискуссий с чиновниками и стратегами в Нью-Дели и Киеве родился целый ряд полезных идей, потенциально применимых на практике. Во-первых, Индия могла бы организовывать встречи на высоком уровне между противниками. В марте этого года в Нью-Дели состоялась первая после начала боевых действий встреча между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Энтони Блинкеном. Аналогичным образом Нью-Дели мог бы активно содействовать подобным встречам между различными участниками и в преддверии саммита "Двадцатки". Хотя Украину как нечлена Нью-Дели едва ли пригласит, саммит может стать поводом для "случайных" встреч в кулуарах или даже более официальных переговоров между лидерами России, Великобритании, США и Европейского союза. Нью-Дели при этом может выступить с лестью и уговорами, словно нейтральная, но небезразличная сватья.
Индийское правительство могло бы поддержать полуофициальные переговоры и так называемую гражданскую дипломатию между высокопоставленными представителями России, Украины, США и Европы для обсуждения текущего состояния конфликта, его развития и последствий, а также способов положить ему конец. Такие обсуждения поспособствуют хотя бы некоторому взаимному доверию и пониманию — а это непременная предпосылка для любого мирного соглашения. Индия могла бы проводить такие обсуждения официально или неофициально, или как минимум поощрять их. Полное отсутствие серьезных разговоров в этом ключе вызывает глубокое недоумение (встреча в начале этого года между Лавровым и рядом американских ученых и бывших чиновников стала редким исключением). Еще больше обескураживает нежелание мировой миротворческой сверхдержавы, ЕС, применить свой опыт миростроительства и улаживания конфликтов к собственной вражде с Россией. Индия же, со своей стороны, привыкла вести диалог с противниками даже в самый разгар войны — как это было, в частности, во время Каргильского конфликта 1999 года с Пакистаном. Взаимодействие с Пакистаном и Китаем, с которыми Индия прежде воевала и поддерживает в целом враждебные отношения, подчеркивает ее желание избежать жесткой идеологической вражды, какой стала, например, холодная война.
Советуясь с партнерами, Нью-Дели мог бы также определить ключевые вопросы, которые украинские и российские чиновники могли бы решить, чтобы укрепить доверие и помочь пострадавшему гражданскому населению. Так, стороны могут заинтересовать такие вопросы как гуманное обращение с заключенными, разработка и внедрение (при участии МАГАТЭ) ограничений на военные действия близ атомных электростанций, отказ от применения кассетных бомб, эвакуация гражданских лиц из районов интенсивных боевых действий, а также временные локальные прекращения огня для защиты гражданского населения.
Индийские официальные лица не раз подчеркивали последствия конфликта для национальной экономики и продовольственной безопасности всего Глобального Юга. Конфликт России и Украины привел к скачку цен на продукты питания и энергоносители, спровоцировал инфляцию, ослабил национальные валюты и отвлек внимание мировой общественности от экономических потрясений стран Глобального Юга, до сих пор не оправившихся от последствий пандемии коронавируса. Прискорбное решение России не продлевать зерновую сделку при посредничестве Турции вызвало новый виток обеспокоенности во всем мире, однако позволяет Нью-Дели снова сделать акцент на продовольственной безопасности. Нью-Дели мог бы убедить Москву возобновить сделку, воспользовавшись как своими прочными экономическими связями с Россией, которые с начала боевых действий лишь укрепились, так и благосклонностью российской столицы. Именно к этому в начале июня и призывала посол США на Украине Бриджит Бринк. "У индийских лидеров, — сказала она, — есть уникальная возможность отстаивать интересы развивающихся стран и способствовать продолжению и расширению Черноморской зерновой инициативы, чтобы жители всего мира могли получить доступ к продовольствию, в котором столь отчаянно нуждаются".
Как ядерная держава Индия может попытаться добиться гарантий, что ядерное оружие не будет применяться в этом конфликте ни в каком виде. Нью-Дели последовательно выступал против ядерного оружия, в том числе тактического, и твердо верит в ядерное табу. Индия должна призвать все вовлеченные стороны обеспечить, чтобы ни одна из сторон не использовала тактическое ядерное оружие, — хотя Россия этим может и не проникнуться.
Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, Нью-Дели должен назначить специального представителя для созыва участников конфликта и предпринять все вышеописанные усилия. Он также мог бы поддержать инициативы по разработке мирного плана или прекращению огня, выдвинутые другими государствами и международными организациями — например, Бразилией, Турцией и МАГАТЭ. Но следует поторопиться, чтобы извлечь максимум выгоды из крепнущих отношений между Моди и Зеленским и того внимания, что будет уделено Индии на предстоящем саммите "Двадцатки" как хозяйке. Как только конфликт закончится или стороны согласятся на прекращение огня, Индия сможет взять на себя более активную роль в миротворческих усилиях между двумя странами, учитывая ее обширный опыт на этой почве по всему миру. Судя по моим дискуссиям в Киеве, на Украине этой перспективе будут рады. Таким образом Индия сможет сыграть вспомогательную роль в поддержании будущей европейской безопасности.
Великая выгода при скромных потерях
Попытаться застолбить за собой такую роль — бесспорно, в интересах Индии. На самом широком уровне эти действия позволят правительству Моди напомнить миру о важной роли Индии. Нью-Дели стремится утвердиться в качестве одного из полюсов многополярной международной системы, и ее роль в решении украинского кризиса подчеркнет ее место в глобальном порядке. Это тем важнее для Индии в эпоху, когда ее сосед и соперник Китай также стремится зарекомендовать себя как международного миротворца. Обеспечив непростую разрядку между Ираном и Саудовской Аравией, Китай уже показал себя крупной геополитической силой, а Индии это еще только предстоит.
Китай уже выдвинул собственный мирный план по прекращению украинского конфликта. Пусть даже официальные лица в Киеве и на Западе не восприняли его всерьез, попытка Китая выступить посредником позволила ему завоевать расположение России, Украины и Европы, причем украинцы и их западные союзники понадеялись, что в перспективе Китай поддержит восстановление разрушенной страны. Это лишь укрепит его геополитическое положение. Чем дольше конфликт затягивается, тем сильнее зависимость России от Китая и тем меньше у нее возможностей и желания помогать Нью-Дели в соперничестве с Пекином. Это должно стать мощным стимулом для индийских чиновников рискнуть и подтолкнуть Россию к прекращению военных действий — при всей угрозе испортить отношения. Нью-Дели не хочет, чтобы Россия вышла из конфликта разбитой и слабой, а, наоборот, хочет сохранить Россию сильной, чтобы укрепить многополярность в Азии и сдержать китайскую гегемонию.
Рано или поздно конфликт на Украине закончится. Тем временем страны должны хотя бы попытаться смягчить военные действия, подготовить почву для стратегических переговоров и укрепить доверие ради будущего прекращения огня и мирного соглашения. Усилия Нью-Дели в лучшем случае умерят самые разрушительные из последствий конфликта, в худшем — пройдут практически незамеченными. Бездействуя же, индийские чиновники совершат ошибку, ведь они сами и весь остальной мир могут выиграть так много.
Хэппимон Джейкоб — доцент дипломатии и разоружения Университета Джавахарлала Неру и основатель Совета стратегических и оборонных исследований, аналитического центра в Нью-Дели
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: