Инфляция в Польше больно ударила по ресторанному бизнесу и клиентам, пишет Interia. Посещение кафе и прочих пунктов питания стало слишком дорогим для большинства поляков. В 2022 году закрылось 6500 заведений, а более 60% остальных „точек” испытывают серьезные финансовые проблемы.
Кризис наносит ресторанам и прочим пунктам общественного питания крайне болезненный удар – одна только инфляция, из-за которой расходы на содержание этих гастрономических заведений значительно увеличились, делает их посещение слишком дорогим для почти половины поляков. Но есть идея, как выйти из положения – ее подсказала... пандемия.
Польская индустрия общественного питания уже в течение трех лет сталкивается со все новыми проблемами: пандемией, украинским конфликтом, инфляцией и энергетическим кризисом. По данным агентства BIGInfoMonitor, задолженность в данной сфере составляет уже 800 миллионов злотых, что на 7% больше показателя предыдущего года. Это очень тревожное явление, поскольку уже в 2022 году гастрономия стала в Польше вторым с точки зрения накопления задолженностей сектором экономики, хуже было только в сфере транспорта. Хозяйственная палата польской гастрономии открыто заявляет о крахе данного сектора.
"Ситуация в отрасли неважная: в 2022 году закрылось 6500 заведений, а более 60% остальных „точек” испытывают серьезные финансовые проблемы и не могут вовремя погашать свои задолженности. Разоряются даже фирмы, которые работают на рынке уже много лет, сумевшие пережить пандемию. Рестораторы говорят, что для того, чтобы оставаться на рынке, им пришлось бы поднять цены на каждый пункт меню на десять с лишним злотых. Я думаю, следующий год тоже будет трудным, вопрос в том, сколько предпринимателей его переживет", – говорит в беседе с порталом Interiа Business генеральный директор компании SmartLunch Матеуш Талпаш (Mateusz Talpasz).
Рост цен на продукты питания, постоянно увеличивающиеся счета за электроэнергию и расходы на аренду помещений сказываются на сфере общественного питания так же сильно, как и пандемия. Высокая инфляция также приводит к тому, что сотрудники ожидают увеличения зарплат. В то же время все больше и больше людей признаются, что посещение ресторана стало для них слишком дорогим удовольствием, поэтому они предпочитают покупать готовые блюда или готовить дома. Согласно опросу, проведенному аналитической компанией GfK, почти половина поляков (44%) заявляют, что у них просто нет возможности ходить в рестораны. Изменения особенно заметны в группе представителей так называемого среднего класса.
Чтобы оставаться на рынке, владельцы ресторанов сокращают часы работы заведения или штатные расписания. Однако многие видят шанс в продаже готовых блюд – такой формат стал популярен еще в разгар пандемии. Все больший интерес вызывают платформы, соединяющие рестораторов не только с индивидуальными, но и с бизнес-клиентами. Они позволяют готовить блюда для сотрудников крупных компаний – в условиях высокой инфляции многие работодатели вместо повышения зарплат предпочитают субсидировать питание для сотрудников, что является эффективной мерой, поскольку, как показывают исследования фирмы Personnel Service, каждый четвертый работник ожидает именно такого бонуса. Данный вариант выгоден работодателю еще по одной причине: с марта 2022 года субсидирование питания для работников до 300 злотых в месяц на человека освобождается от отчислений на социальное обеспечение.
"Работники охотно пользуются возможностью питаться на работе, тем более готовить обеды дома тоже стало дороже – рост цен на продукты питания, то есть на необходимые для приготовления еды ингредиенты, заметно выше общего уровня инфляции. В небольших городах даже ввели абонементы на питание в гастрономических заведениях, в частности, для пожилых людей. Это небольшие суммы, но важен объем заказов, если он значительный, у предпринимателей есть оборот, поступают наличные", – объясняет наш собеседник.
Все больше становится пунктов общепита, которые вместо того, чтобы сокращать время работы, делят его на две части: сначала работают в режиме кейтеринга, а вечером принимают посетителей.
"У крупных компаний есть свои столовые или кафе. А нашими партнерами являются фирмы, которые не могут себе этого позволить, например, потому, что у них нет для этого места. Именно такие компании мы стыкуем с местными рестораторами, которые получают возможность пережить эти трудные времена. Кроме того, искусственный интеллект, вернее, его алгоритмы машинного обучения, позволяют получить доступ к информации о предпочтениях пользователей, что помогает ресторанам оптимизировать свое меню. Банкетные залы также иногда предлагают готовые блюда на вынос, но они работают в основном по выходным – благодаря нам у них есть заказы на всю неделю, и они могут заработать деньги на покрытие своих постоянных расходов. В трудные времена важно, чтобы бизнес был разнообразным, чтобы он предлагал разные виды услуг", – подчеркивает Матеуш Талпаш.
Автор: Войцех Шелёнг (Wojciech Szeląg)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: